Моя дочь с аутизмом сильно сопротивлялась во время первого стоматологического осмотра. Есть ли какие-то шаги, которые мы можем предпринять, чтобы помочь ей выдержать осмотр? Мы были активно вовлечены в ее домашнюю программу раннего вмешательства в течение двух последних лет и имеем опыт применения прикладного анализа поведения. Программа нашей дочери супервизируется сертифицированным аналитиком.
Отвечает Дженнифер Хеминга, магистр, сертифицированный поведенческий аналитик, заместитель директора в центре Нью Хэйвен, в Торонто, Канада
Многим людям с аутизмом очень сложно выдержать рутинные события, такие как посещение врача, стоматолога или парикмахера. Существует множество факторов, способствующих подобной нетерпимости: незнакомое окружение, незнакомые люди, незнакомые или неприятные звуки, яркий свет, непривычный вкус, болезненные ощущения, необходимость долгое время сидеть и прикосновения. В результате, многие дети с аутизмом демонстрируют протесты или избегание в ответ на такие события. К счастью, в рецензируемых научных журналах публикуется все больше исследований, описывающих эффективные стратегии, направленные на терпимость к стоматологическому осмотру. Несколько разнообразных поведенческих вмешательств и программ использовались для увеличения уровня терпимости и нахождения вблизи избегаемых явлений и событий, таких как стоматологический осмотр. Например, для некоторых эффективность в развитии сотрудничества во время стоматологического осмотра показало использование избегания в качестве поощрения (Allen & Stokes, 1987; Allen, Loiben, Aleen, & Stanley, 1992). Необусловленное избегание, в рамках которого ребенку давали краткие перерывы во время стоматологического осмотра, было эффективно в снижении частоты проблемного поведения (O’Callaghan, Allen, Powell, & Salama, 2006). Другие стратегии, такие как использование отвлечения и поощрения (Stark et al., 1989), возможность самому участвовать в осмотре (Conyers et al., 2004), использование процедур систематической десенсибилизации (Altabet, 2002) также показали эффективность. В самом недавнем исследовании (Cuvo, Godard, Huckfeldt, and Demattei (2010) была использована комбинация вмешательств, включающая в себя подготовку с помощью видеопримеров, гашение избегающего поведения, убирание неприятных явлений, отвлекающие явления и т.д. Сертифицированный поведенческий аналитик, курирующий программу вашей дочери, скорее всего, знаком с этими процедурами.
Клиническая практика показывает, что методы стоматологического осмотра могут подстраиваться под обучение детей с аутизмом компонентам навыков, связанных с таким осмотром (Blitz & Britton, 2010). Однако главной сложностью в применении таких программ по освоению навыков становится ограниченное количество возможностей, в которых возможно отработать эти навыки. Одним из достаточно эффективных способов в этой ситуации будет инсценировать имитационные осмотры у себя дома, так как это позволяет обучать и практиковать навыки последовательно и часто. Такие сценарии должны воссоздавать, насколько возможно, настоящий стоматологический кабинет (похожие инструменты, звуки, свет, кресло с наклонной спинкой), делая простым обучение навыкам в имитационной среде для последующего обобщения на осмотре в стоматологическом кабинете.
Перед вами детальный пример шагов, которые требуются для создания и применения программы «Согласие на осмотр стоматолога»:
1. Поговорите с вашим стоматологом, чтобы определить все этапы стоматологического осмотра, в которых ребенку требуется участвовать.
2. На основе сказанного стоматологом разработайте детальный алгоритм задачи, прописывая каждый этап осмотра. Посмотрите на примерный алгоритм задачи, представленный ниже в следующей части.
3. Соберите материалы, необходимые для осмотра. Многие из этих вещей можно позаимствовать у вашего стоматолога, и их список может включать:
— наклонное кресло
— нагрудник
— каппы для фторирования зубов
— электрическую зубную щетку с круглой головкой (для полировки)
— врачебную маску
— стоматологическое зеркало
— латексные перчатки
— пластинки для рентгена
— зубную нить
4. Соберите начальные данные для определения способности вашего ребенка соглашаться на каждый этап осмотра и определения необходимых для обучения навыков. Например, начальные данные могут показать, что существует трудность с терпимостью к незнакомым звукам в стоматологическом кабинете, а не с самим осмотром. В этой ситуации, нужно применять программу обучения для выработки терпимости к незнакомым звукам, которые бывают у стоматолога. Невозможно преувеличить важность того, что вмешательство, направленное на эту область, должно быть индивидуализировано для конкретного ребенка. Но в рамках этого ответа вам предположим, что у вашей дочери присутствуют трудности во всех или в большинстве этапов стоматологического осмотра.
5. Наконец, до начала обучения нужно определить наиболее мощные поощрения, к которым ваша дочь будет получать доступ за правильное выполнение задач тренинга и подобрать предметы, которые вам понадобятся для обучения этим навыкам.
Полный алгоритм задачи для вашей дочери может включать следующие шаги, но поведенческий аналитик, курирующий программу вашей дочери сможет разработать более актуальный и индивидуализированный алгоритм, основываясь на начальных данных и оценке навыков.
Обратите внимание, что обучение этой программе проводится по методу цепочки (т.е. каждый шаг строится на предыдущем).
— Соглашается сидеть в кресле, имитирующем стоматологическое
— Соглашается надеть нагрудник
— Остается спокойным, пока на инструкторе надеты маска и перчатки
— Остается спокойным, пока инструктор осматривает рот с помощью зеркала
— Остается спокойным, пока инструктор дотрагивается до зубов резиновым наконечником
— Остается спокойным во время имитационного осмотра в течение 1 минуты
— Остается спокойным во время имитационного осмотра в течение 2 минут
— Остается спокойным, пока инструктор аккуратно чистит зубы нитью*
— Соглашается закусить каппу, покрытую зубной пастой
— Соглашается держать в зубах пластинку для рентгена в течение 30 секунд
— Остается спокойным во время имитационного осмотра в течение 5 минут
— Остается спокойным во время имитационного осмотра в течение 10 минут
— Остается спокойным во время имитационного осмотра в течение 15 минут
— Остается спокойным во время имитационного осмотра в течение 20 минут
*Обратите внимание, что такую процедуру нельзя проводить, если обучение по программе проходит в школе
До следующего приема у стоматолога постарайтесь договориться о приходе вашей дочери с аутизмом в стоматологический кабинет, чтобы вы или один из ваших инструкторов могли несколько раз попрактиковаться для переноса изученного навыка в реальную среду.
Многие стоматологические кабинеты расположены к планированию такого прихода или в нерабочие часы или когда у них нет клиентов, чтобы вы могли использовать оборудование и кресло.
Еще раз повторю, что алогритм задачи должен составляться индивидуально под ребенка. Некоторым ученикам с аутизмом не понадобится такой детальный алгоритм, который был представлен выше, в то время как другим понадобится даже более детальный и систематический алгоритм (увеличивать временные интервалы на 1 минуту постепенно). Существует ряд дополнительных стратегий, которые могут увеличить успешность ваших попыток. Он включает:
— Контролирование наиболее мощных поощрений, доступ к которым ваша дочь получит только в случае успешности в этой программе и ни в какое другое время.
— Постепенное увеличение времени, которое ваша дочь должна оставаться спокойной во время определенной процедуры.
— Использование таймера для отсчета того, сколько времени у вашей дочери осталось до конца осмотра.
— Моделирование действий, которые ваша дочь должна выполнить (например, открыть рот). В некоторых случаях может быть полезно позволить ей провести некоторые из манипуляций на взрослом.
— Использование стратегии формирования реакции, дифференциально поощряя реакции, близкие к тем, которым вы ее обучаете.
— Увеличение размера поощрения на тех этапах последовательности, которые вызывают у вашей дочери трудности.
— Возможность для вашей дочери смотреть любимый фильм в качестве отвлечения во время осмотра. Нужно выключать любимый фильм, если она начинает демонстрировать несогласие или другое нежелательное поведение, и давать ей доступ к нему, когда поведение прекращается.
Процесс обучения детей терпеть все звуки, вкусы, прикосновения и ощущения, связанные со стоматологическим осмотром, может быть очень сложным. Однако, потратив время на систематическое обучение этому навыку, вы добьетесь эффективности и лучшей гигиены полости рта!
Allen, K.D., Loiben, T., Aleen, S.J., & Stanley, R.T. (1992). Dentist-implemented contingent escape for management of disruptive child behavior. Journal of Applied Behavior Analysis, 25, 629-636.
Allen, K. D., & Stokes., T.F. (1987). Use of escape and reward in the management of young children during dental treatment. Journal of Applied Behavior Analysis, 20, 381-390.
Altabet, S. (2002). Decreasing dental resistance among individuals with severe and profound mental retardation. Journal of Developmental and Physical Disabilities, 14, 297-305.
Blitz, M. & Britton, K. C. (2010). Management of the uncooperative child. Oral and Maxillofacial Surgery Clinics of North America, 22(4), 461-469.
Conyers, C., Miltenberger, R. G., Peterson, B., Gubin, A., Jurgens, M., Selders, A., Dickenson, J., & Barenz, R. (2004). An evaluation of in vivo desensitization and video modeling to increase compliance with dental procedures in persons with mental retardation. Journal of Applied Behavior Analysis, 37(2), 233-238.
Cuvo, A.J., Godard, A., Huckfeldt, R., & Demattei, R. (2010). Training children with autism spectrum disorders to be compliant with an oral assessment. Research in Autism Spectrum Disorders, 4, 681-696.
O’Callaghan, P. M., Allen, K. D., Powell, S., & Salama, F. (2006). The efficacy of noncontingent escape for decreasing children’s disruptive behavior during restorative dental treatment. Journal of Applied Behavior Analysis, 39(2), 161-171.
Stark, L. J., Allen, K. D., Hurst, M., Nash, D. A., Rigney, B., & Stokes, T. F. (1989). Distraction: It’s utilization and efficacy with children undergoing dental treatment. Journal of Applied Behavior Analysis, 22, 297-307.
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…