21.10.12

Вопрос-ответ. Как подготовить аутичного человека к переменам?

Простые шаги, которые сделают изменения менее болезненными

Источник:National Autistic Society

Для человека с аутизмом перемены могут быть очень трудным испытанием. Иногда изменения в привычной обстановке, которые кажутся мелкими и незначительными, вызывают у людей с аутизмом больше проблем, чем очень значимые, например, смерть родственника. Тем не менее, существует много методов, с помощью которых вы можете помочь ребенку пережить эти перемены.

Информированность

Человеку в спектре аутизма лучше всего живется в знакомой обстановке, где есть рутина и структура. Как только вам стало известно, что в его жизни произойдет какая-то перемена, вы должны начать подготовку к ней. Это в первую очередь означает узнать все подробности грядущих изменений. Например, если вы знаете, что в школе ребенку сложно дается смена одежды для урока физкультуры, то вам нужно поговорить со школьными учителями. Выясните, когда именно это происходит, с какими обстоятельствами связано, и разработайте план по подготовке ребенка к физкультуре.

В ситуации, когда в связи с поездкой или, например, обращением в реабилитационный центр человеку предстоит контактировать в новых для него обстоятельствах с новыми людьми, сотрудниками той или иной службы, если у вас есть такая возможность, подготовьте их. Расскажите о том, что именно вызывает у него трудности, и что может вызывать повышенную тревожность. Как можно справиться с конкретными видами поведения или навязчивостями. Если вы используете визуальные подсказки (о них говорится ниже) для коммуникации, например, карточки с картинками PECS, то вам нужно подготовить их для ребенка, чтобы он мог использовать их для общения с новыми сотрудниками. Некоторым людям с аутизмом трудно переносить определенные навыки в новые ситуации, так что заблаговременная подготовка средств коммуникации очень важна на случай, если новый опыт окажется слишком трудным.

Книга для похода к зубному врачу
Ожидая приема, я буду...
Книга для похода в супермаркет
Там можно купить...
Карточки, обозначающие различные продукты

Визуальная поддержка

С помощью визуальной поддержки вы можете объяснить ребенку, что произойдет в будущем. Наглядные изображения способствуют пониманию и усиливают восприятие ваших слов. Ваша задача – объяснить, что именно произойдет, причем если перемена является продолжительной, то вам придется сделать это не один раз. Очень важно говорить простым, однозначным и понятным языком, а также делать в своей речи паузы, чтобы у человека было время осознать то, что вы сказали.

Используйте визуальную поддержку, чтобы продемонстрировать результаты тех или иных действий. Например, если ваша семья отправляется в отпуск вместе с аутичным подростком, то простая демонстрация картинки с самолетом может заставить его нервничать и вызвать сопротивление, поскольку он не видит никакого смысла это делать. Если же вы продемонстрируете ему картинки всего процесса, включая само место, куда направляется ваша семья, то он лучше поймет ситуацию в целом. Затем вы можете продемонстрировать серию картинок о путешествии назад и поговорить с ним о возвращении домой.

Отметьте на календаре дату, когда перемена будет иметь место, и поощряйте отсчитывать дни до перемены. В день самой перемены используйте заранее подготовленное визуальное расписание, чтобы объяснить, что именно происходит.

Если предстоит адаптироваться к новому месту, например, к новой школе или новому дому, то заранее несколько раз посетите новое место вместе с ним, чтобы он успел привыкнуть к незнакомой обстановке. Сделайте фотографии этого места, а также людей, которые с ним связаны, например, учителей.

Уменьшение тревожности

Если вы опасаетесь, что аутичный ребенок может испытывать особенно сильную тревожность из-за каких-то перемен, то убедитесь, что вы предоставили ему возможность озвучить все свои страхи и задать все свои вопросы. Вы можете подготовить «тетрадь беспокойств» или «коробку беспокойств» – ребенок может записывать в тетрадь все, что его беспокоит, либо рисовать свои страхи и складывать рисунки в специальную коробку. Подчеркивайте положительные стороны перемен, например, больше места в новом доме или отдых во время отпуска.

Выделите специальное время для техник релаксации, чтобы ребенок смог управлять своей тревожностью во время самой перемены. Разработайте подробный «план на случай тревожности».

У людей с аутизмом могут быть сложные сенсорные проблемы, и они могут испытывать сильную тревожность из-за непривычных запахов, звуков и света. Чтобы помочь им справиться с этой новой обстановкой, возьмите с собой привычные и успокаивающие запахи, например, масло лаванды для релаксации. Некоторые люди чувствительны к яркому свету или шуму, так что им могут помочь затычки для ушей или солнечные очки.

Когда перемена происходит

Когда перемена уже происходит, держите рядом с ребенком знакомые ему вещи, убедитесь, что вы продолжаете четко и ясно говорить с ним, чтобы не вызывать дополнительного стресса или замешательства. Если вы даете конкретные инструкции человеку с аутизмом, не пользуйтесь жестами или мимикой. Людям с аутизмом будет проще вас понять, если они смогут полностью сосредоточиться только на ваших словах.

Используйте визуальную поддержку и визуальное расписание, чтобы ребенок всегда понимал, что происходит. После этого по возможности сохраняйте такой же распорядок дня, как и в привычной обстановке. Как можно чаще хвалите ребенка за то, как он справляется с переменами.

Если перемена связана с переводом в новую школу, то старайтесь как можно чаще контактировать с сотрудниками учреждения, чтобы быть в курсе. Если вы заметите, что окружающие не обращают должного внимания на какое-то поведение ребенка, либо не поддерживают с ним коммуникацию в привычной для него или нее форме, обратите на это внимание соответствующего персонала и договоритесь об отдельной встрече с сотрудниками, если это необходимо.

Отдельные стратегии:

Поездка в отпуск

Джо 14 лет, и у него аутизм. Джо с семьей собирается в отпуск летом. Мама Джо заранее объясняет ему, что произойдет. Вместе они делают тетрадь об их отпуске, в которой объясняется, что произойдет во время поездки, в том числе по прибытию в аэропорт, что произойдет в аэропорту и во время путешествия на самолете, куда они направляются, и в каком отеле они остановятся.
Мама Джо отмечает в календаре дату отпуска. Джо сам отсчитывает оставшиеся дни, вычеркивая даты из календаря.

Мама Джо заранее связывается с авиакомпанией и объясняет, что у Джо расстройство аутистического спектра. Они предлагают направить информацию об этих расстройствах их сотрудникам. Мама Джо высылает информацию, а также связывается с нашим телефоном доверия и просит прислать ей буклеты, а также «Руководство для сотрудников авиакомпании по обслуживанию пассажиров в спектре аутизма» и брошюру «Отдых: подготовка и практические вопросы».

В день отлета мама Джо использует визуальное расписание, чтобы объяснить ему, что именно произойдет в течение дня, и помогает Джо собрать специальную сумку любимых предметов, которые будут с ним в самолете. Она раздает сотрудникам авиакомпании буклеты с информацией, а также сообщает им, какие поведенческие проблемы могут быть у Джо, и какую поддержку применяет его семья в таких случаях. В течение всего отпуска семья Джо продолжает пользоваться визуальным расписанием.

Развод в семье

Сью 11 лет, и у нее синдром Аспергера. Ее родители решили развестись. Отец Сью уедет из их дома через два месяца. Сью будет оставаться с мамой в течение недели, а выходные дни будет проводить у папы.

Мама Сью объясняет ей, что такое развод. Она старается подчеркнуть тот факт, что ее родители очень сильно ее любят в любом случае. Она объясняет дочери, что она все равно будет общаться с папой на выходных, и отмечает на календаре день отъезда ее отца.

Как только папа выбирает место, где он будет жить, он несколько раз ездит в этот дом вместе со Сью. Он показывает Сью ее комнату, где она будет ночевать, навещая папу, и он украшает комнату вместе с ней. Он предлагает ей привезти в эту комнату ее любимые игрушки и книги. Они фотографируют его новый дом и комнату Сью и делают альбом о новом доме папы.

Когда отец Сью уехал из дома, мама Сью продолжает как можно тщательнее соблюдать привычный для дочери распорядок дня. Сью часто спрашивает: «Папочка еще любит меня?» Она отмечает на календаре дату, когда она увидится с папой, и напоминает ей об альбоме про папин дом. В день визита к папе они используют визуальное расписание, чтобы Сью заранее знала, что и когда произойдет. Папа Сью продолжает применять визуальное расписание, а также отмечает на календаре, когда она вернется в дом мамы. Он просит Сью самостоятельно перечеркивать прошедшие даты, чтобы отслеживать, когда она вернется в дом мамы.

Переезд в службу постоянного пребывания

Заку 20 лет, и у него аутизм. Он должен переехать в службу постоянного пребывания через два месяца. Родители Зака уже были в службе и говорили с сотрудниками. Они обсудили потребности Зака и рассказали о конкретных поведенческих проблемах Зака в прошлом, и как другие сотрудники успешно справлялись с ними. Они показали визуальное расписание Зака и альбом с карточками PECS, которые Зак использует для общения. Они попросили, чтобы Зак смог использовать то и другое сразу же по приезду. Они спросили, чем именно Зак сможет здесь заниматься.

В течение двух месяцев они несколько раз привозили Зака в службу, еще до его окончательного переезда. Они познакомили его с местными сотрудниками, сфотографировали их и разместили их фотографии в спальне, где он спал дома. Вместе с родителями Зак сделал альбом службы, сотрудников, его будущей комнаты, а также занятий, которые будут там проходить. Они часто просматривали альбом вместе с Заком и часто говорили с Заком об этом в течение нескольких недель до переезда. Они отметили на календаре, когда запланирован переезд, и попросили Зака вычеркивать прошедшие даты до переезда. Они поговорили с Заком о том, что делать, если он почувствует тревожность во время перемен, и объяснили, что они будут навещать его на выходных. Они проследили, что после переезда в службу у Зака будут с собой знакомые вещи.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».