С коммуникацией связан широкий спектр проблем при аутизме, начиная от восприятия и обработки информации, вербального или иного ответа до проблем с чтением и письмом от руки. Кроме того, человеку с аутизмом сложно считывать невербальные сигналы, язык тела, чужие намерения, интонации и интерпретировать чужую речь.
Поскольку ученики с аутизмом по определению этого диагноза имеют нарушения коммуникации и социального взаимодействия, то услуги квалифицированного логопеда являются неотъемлемой частью их программы и учебного плана. Для безречевых детей логопед может планировать и поддерживать альтернативные виды коммуникации, включая жестовый язык, PECS или коммуникационных устройств.
Для учеников, у которых появилась и развивается речь, важно постоянное развитие рецептивного и экспрессивного языка, а для учеников с высокими речевыми навыками нужна помощь в более тонких аспектах прагматики речи и навыках ведения беседы. Логопеды могут помочь в развитии как социальных, так и языковых компонентов общения, так как они часто неразрывно связаны друг с другом.
Тем не менее, не только логопед несет ответственность за развитие навыков коммуникации ученика с аутизмом. Сообщение о своих потребностях и желаниях, а также общение с другими людьми происходят в течение всего дня и в любых ситуациях, так что вся школьная команда принимает участие в развитии коммуникации.
Хотя некоторые ученики с аутизмом в первую очередь воспринимают информацию на слух, многие полагаются на зрительное восприятие, а это значит, что они лучше понимают то, что они увидели, чем то, что они услышали. Визуальная поддержка очень часто помогает им, поскольку она предоставляет им больше времени на обработку информации.
Рецептивный язык — это способность понимать сказанное или написанное.
— Прежде чем задавать вопрос или инструктировать ученика убедитесь, что его внимание сосредоточено на вас.
— Учитывайте, что ученику может потребоваться дополнительное время для восприятия информации на слух (например, начинайте инструкцию с обращения к ученику по имени, это повысит вероятность того, что он успеет сосредоточиться на ваших словах к тому моменту, когда вы начнете инструкцию).
— Избегайте длинных устных объяснений, указаний и обсуждений. Пусть все ваши инструкции будут максимально короткими, а если это невозможно, то разделите информацию на небольшие и короткие порции и сообщайте ее постепенно.
— Используйте положительный язык, чтобы облегчить восприятие речи на слух. Сведите к минимуму «нет» и «стой». Например, лучше сказать «Пожалуйста, иди по дорожке», чем «Не ходи по траве», так как ученик может пропустить «не» мимо ушей, или же он просто не совсем уверен, где именно можно идти. Это позволит ученику всегда знать, чего именно вы от него хотите.
— Разрешите ученику брать «время на размышление» — будьте готовы ждать его ответа, будь это устный ответ или действие. Старайтесь не повторять тут же инструкцию или вопрос. Полезная метафора для ученика с проблемами слухового восприятия — это компьютер. Если вы будете множество раз подряд нажимать на одни и те же клавиши, компьютер не станет выполнять вашу команду быстрее, вы только замедлите его работу, заставляя вернуться к началу процесса.
— Если ребенок будет наблюдать за вами и повторять с вашей помощью правильные действия, то ему будет проще их понять. Например, чтобы научить совсем маленького ребенка значению слова «стоп», вы можете прибежать на игровую площадку, держа ребенка за руку, сказать «стоп», остановиться вместе с ребенком, а затем повторять до тех пор, пока вы не сможете отказаться от держания его за руку, а затем отказаться от собственного примера.
— Дополняйте устную информацию картинками, фотографиями, визуальным расписанием, жестами, визуальными примерами и письменными инструкциями.
Например:
— Никогда не делайте ученику замечаний за то, что он «не слушает» или «не отвечает», так как это только акцентирует его проблемы.
Экспрессивный язык — это устная речь, а также любая коммуникация, которую использует человек, включая обмен изображениями, письменную речь и так далее.
— Возьмите на себя ответственность за обеспечение потребностей ученика в отношении коммуникации. Многие люди с аутизмом страдают от проблем, связанных с подбором и воспроизведением правильных слов — даже если они знают ответ, они могут не найти слов, чтобы ответить. Предложите им визуальную поддержку, картинки-подсказки, выбор из множества вариантов в качестве возможных способов ответа.
История успеха:
Однажды учительница сказала мне: «Я уже много раз повторяла материал по столицам штатов, но Питер до сих пор их не знает. Я даже сократила количество штатов, названия столиц которых он должен запомнить».
Я спросила ее: «Как вы его спрашиваете?» Она ответила: «Я говорю: какая столица у штата Х? И он всегда или не знает, или говорит, что это Вашингтон».
Я распечатала огромную карту штатов, написала названия столиц на стикерах и давала их Питеру по одной. Он смог правильно повесить название столицы на каждый штат, перепутал только Спрингфилд и Мэдисон.
Учительница была в шоке, а Питер пришел в восторг и улыбался!
— Используйте визуальную поддержку, чтобы подсказать нужные слова или предоставить выбор. Например, если вы учите ребенка просить о помощи, сделайте картинку-подсказку, которая будет всегда рядом с ним, и подсказывайте ему, что нужно использовать ее, если ему нужна помощь. Ученик может использовать визуальные средства вместо устной речи или же в качестве поддержки для развития речи и подсказки о том, когда следует использовать ту или иную фразу.
— Обучайте готовым сценариям общения с помощью слов, изображений и так далее (например, «Я люблю… А что ты любишь?» «Я люблю…»). Используйте карточки-подсказки и постепенно уменьшайте их применение по мере того как ученик начинает понимать, как использовать ту или иную фразу в разговоре.
— Учите ребенка говорить или иначе отвечать «Я не знаю», это уменьшит тревожность, связанную с незнанием ответа на вопрос. Впоследствии учите его, как запрашивать дополнительную информацию (Кто? Что? Когда? Где? и так далее).
— По мере необходимости используйте визуальную поддержку в окружающей обстановке (например, пометьте коробки как «в классе» и «для дома»).
— Обучайте учеников искать и использовать визуальные подсказки, которые уже есть в окружающей среде — календари, знаки, нумерацию кабинетов, таблички с именами, ярлыки, дисплеи и язык тела.
— Используйте доски для коммуникации картинками, PECS или жестовый язык, чтобы предоставить возможности для коммуникации ученикам с низкими вербальными способностями.
История успеха:
Учительница попросила о поведенческом вмешательстве в связи с негативным поведением во время завтрака. Она объяснила, что Майлз всегда просит одну и ту же еду, но когда ему ее дают, то расстраивается и бросает ее.
Когда я спросила, какой выбор ему предоставляется, учительница заявила: «Всегда один и тот же: крендельки, яблоки или крэкеры». Я спросила: «Вы что, всегда перечисляете их в этом порядке?» Она ответила «да». Я воскликнула: «И что же, он каждый раз просит крэкеры?» Учительница удивилась: «Как вы узнали?»
В связи с проблемами с кратковременной памятью, это было единственное название, которое мог вспомнить Майлз. Я распечатала три картинки, которые нашла в Google, вырезала их, разложила перед Майлзом и спросила, что он хочет съесть. Он выбрал картинку с крендельками и подтвердил свой выбор устно, после чего с удовольствием съел то, что ему дали. И не нужно было никакого поведенческого вмешательства — достаточно просто доступа к коммуникации!
— Если ваш ученик пользуется устройством для вспомогательной или альтернативной коммуникации, то вы тоже должны научиться им пользоваться. Такие устройства варьируются от самых простых до очень сложных, некоторые из них позволяют переводить письменную речь в устную. Обратитесь к тому, кто постоянно занимается с ребенком или к техническому специалисту, чтобы запрограммировать в устройстве опции, которые понадобятся ребенку в школе, и помогите ребенку разобраться в них.
— Пойте! Восприятие музыки происходит отдельно от восприятия речи, и пение развивает как рецептивные, так и экспрессивные речевые навыки. Кроме того, это отличная мотивация.
— Будьте осторожны в своих вербальных подсказках и описаниях, так как иногда ученики путаются в местоимениях, или им трудно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Например, с точки зрения ребенка, если учительница говорит: «Я хочу печенье», то что это значит? Учительница просит дать ей печенье или подсказывает, что это ученик должен сказать «Я хочу печенье»?
— Не забывайте о таком явлении как эхолалия, которое означает, что ученик повторяет те фразы, которые он слышал раньше. Иногда эхолалия играет роль самостимулирующего поведения, но многие люди с аутизмом пользуются эхолалией, чтобы комментировать, информировать или обращаться с просьбами.
— Всегда ищите коммуникативные намерения в поведении ученика. Например, если ребенок путает местоимения и использует функциональную эхолалию в речи, то его фраза: «У тебя голова болит?» может быть способом сообщить о головной боли.
— Если ученик склонен к эхолалии, старайтесь использовать ее, чтобы моделировать устную речь (вместе с визуальной поддержкой и социальными сценариями), используя те местоимения и грамматические формы, которые будут уместными, если ученик повторит фразу за вами. Например, если у ребенка часто болит голова, можно показать ему изображение, где человек держится за голову, и сказать «У меня голова болит».
— Обращайтесь к языку эмоций — коммуникации мыслей, чувств и эмоциональных состояний — всех людей с аутизмом. Трудности, которые испытывают такие люди, могут приводить к постоянной тревожности и стрессу. Предоставляйте возможности для выхода этих эмоций. В противном случае ребенок будет сообщать о своих чувствах с помощью нежелательного поведения и отключения. Если помочь ребенку назвать эмоцию, это может уменьшить ее интенсивность. Он может успокоиться, если поймет, что вы признаете то, что он старается донести. Например, если вы говорите: «Я вижу, что ты злишься». Используйте комиксы и визуальную поддержку для развития навыков распознавания эмоций.
— Используйте любую возможность, чтобы учить ребенка с аутизмом навыкам отстаивания собственных интересов и ведения переговоров.
— У многих детей с аутизмом есть любимая тема или особая область интересов, которая может мешать их школьной учебе или общению. Чтобы сформировать ожидания ребенка и минимизировать негативное влияние его главного интереса:
1. Выделите в расписании специальное время, когда он может поговорить на эту тему.
2. Если это уместно, используйте визуальное расписание.
3. Четко обозначайте границы — когда можно, а когда нельзя говорить на эту тему.
4. Установите временные рамки для разговора на эту тему.
5. Ищите стратегии, которые помогут расширить этот интерес и переключить его на другие темы.
6. Поощряйте ученика, если он обсуждает другие темы или воздерживается от обсуждения своего интереса.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…