16.12.13

Вопрос-ответ. Как обучать студентов с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом в колледжах и вузах?

Руководство для преподавателей и сотрудников колледжей и вузов по синдрому Аспергера и высокофункциональному аутизму

Перевод: Александр Михайлов
Источник: National Autistic Society

 

college

 

Когда мы пытаемся понять кого-то с иным взглядом на мир и другой интерпретацией жизни, очень важно примерить на себя его точку зрения. Нам придется отвлечься от субъективности наших мыслей, ощущений и убеждений и посмотреть на ситуацию бесстрастно и объективно. При обучении студента с синдромом Аспергера, сотрудники и преподаватели должны быть в курсе, как проявляется триада нарушений при всех расстройствах аутистического спектра, и какие особые характеристики синдрома Аспергера могут проявиться в поведении учащегося.

Особенности аутистического спектра отражаются не только на поведении. Они будут влиять на мыслительные процессы, управляющие реакциями на воздействия окружающей среды, требования других людей и повседневные ситуации. Вначале кратко опишем триаду нарушений при аутизме и другие возможные симптомы при синдроме Аспергера.

Синдром Аспергера — это состояние, относящееся к расстройствам аутистического спектра. Оно вызывается нарушениями в работе мозга на биологическом уровне. Для того, чтобы был поставлен диагноз «расстройство аутического спектра», должны наблюдаться нарушения в трех основных областях:

Социальная коммуникация — дословное понимание языка и формальное использование речи в форме монолога, трудности с интерпретацией невербальных форм коммуникации.

Социальное взаимодействие — трудности с инициацией общения с другими людьми, неспособность определять мысли и чувства других, проблемы с установлением и поддержанием отношений.

Социальное воображение — жесткое, негибкое мышление, которое ассоциируется с навязчивыми идеями, стереотипным поведением и сопротивлением изменениям. Наряду с этим плохая двигательная координация может проявляться как неуклюжесть.

Специфические симптомы синдрома Аспергера

Особенности языка — включают слишком однообразную речь, монотонность, излишне правильное использование грамматики и словаря, проблемы с прагматическим использованием слов (т.е. словарный запас может быть очень богатым, но использоваться в неуместных ситуациях, а может также быть и «пустым» — например, когда человек не имеет четкого представления о значении используемых слов).

Пристрастие к жестким правилам и рутине — навязчивое настаивание на неизменности, в том числе по отношению к окружающим. Иногда это может приводить к фобиям и реакциям избегания.

Проблемы с невербальной коммуникацией — могут включать пустое выражение лица, ограниченный контакт глазами, недопонимание сарказма или иронии (так как люди с синдромом Аспергера понимают язык очень буквально, то когда тон голоса или приподнятая бровь полностью меняют значение казалось бы самых недвусмысленных слов, они не могут интерпретировать эти визуальные невербальные сигналы и упускают нужное значение беседы).

Неуклюжесть — может включать плохие навыки крупной моторики, плохую координацию, нескладные движения, затруднения с обучением некоторым видам деятельности (например, езде на велосипеде), или с выполнением некоторых действий (например, балансирования на одной ноге для надевания обуви и т.п).

Проблемы с социальными отношениями — серьезные проблемы с установлением и поддержанием дружеских отношений. Это не временный этап, через который проходит человек; проблемы взаимодействия со сверстниками будут всегда. Еще ребенком студент с синдромом Аспергера, возможно, предпочитал общество взрослых либо играл с младшими детьми, чьи социальные навыки были менее развитыми и, следовательно, были проще для понимания.

Единственное, доминирующее и всепоглощающее (иногда довольно странное) увлечение — это не просто хобби или причуда, оно по природе более глубокое и навязчивое.

Как упомянуто выше, люди в спектре аутизма по своей природе обладают весьма негибким мышлением, отсюда следует, что им сложно справляться с переменами. Уже давно подмечено, что такие люди действуют намного эффективнее, если все тщательно спланировано. Это находит свое отражение в программах обучения с жестким расписанием, встречающихся в специальных учебных заведениях, где каждый период времени есть в расписании, и ребенок всегда знает, чего ожидать. Хотя этот пример относится к ребенку в школьной среде, этот подход будет эффективен и со взрослыми в ряде ситуаций, будь то дома или в профессиональной среде.

Поскольку люди с синдромом Аспергера обладают твердым, негибким мышлением, то даже небольшое изменение в привычном порядке вещей может причинить огромное страдание. Непредвиденные или непрерывные изменения в знакомых людях и окружающей среде могут сильно огорчить человека. Если изменение неизбежно, то очень важно, чтобы оно происходило как можно медленней, постепенно, в рамках четкой структуры, которую учащийся может предвидеть и с условиями которой свыкнуться.

Важно обеспечить как можно более неизменное окружение для студентов с синдромом Аспергера; изменения должны быть сведены к минимуму. Соображения целостности и постоянства стиля жизни должны иметь наивысший приоритет. Если изменение неизбежно, преподаватели и сотрудники должны тщательно продумать предполагаемую реакцию, которую может вызвать изменение, с учетом особенностей конкретного учащегося. Должны быть предприняты все меры для минимизации негативных последствий.

Пример. Подготовка к экзамену

— Необходимо как можно раньше сообщить студенту дату, время и продолжительность экзамена.

— Если возможно, укажите место сдачи экзамена и перечислите, какие сотрудники будут в приемной комиссии. Если вы не можете указать точно, предоставьте список возможных кандидатов.

— Скажите, сколько, по вашей оценке, других студентов будет также сдавать экзамен.

— Очень точно перечислите темы и модули, знание которых будет проверяться. По-возможности, предоставьте рекомендации по подготовке, чтобы быть уверенным, что студенты повторили все нужные разделы (иногда студенты слишком много времени посвящают деталям, а не общей картине; тогда необходимо обратить их внимание на области, которые им не особенно интересны).

— Если вам кажется, что студент беспокоится о том, где он будет сидеть на экзамене, нарисуйте план расстановки столов и стульев.

— Если план рассадки известен заранее (например, по алфавиту), объявите его студентам. Помогите им в общих чертах представить, где они будут сидеть (указание не обязательно должно быть точным; например, достаточно так: «как войдете в зал, слева, на задних рядах»).

— Дайте студентам возможность приехать пораньше в день экзамена, чтобы они освоились с окружением (вот пример: один очень способный студент не мог написать ни слова, пока он не провел руками по всем стенам экзаменационного помещения).

— Будьте гибкими. Если студент не может сосредоточиться в большой группе, разрешите ему прийти сдавать позже всех, либо подумайте о том, чтобы отсадить его в отдельную комнату.

— Если он гиперчувствителен настолько, что его отвлекает скрип ручек, подумайте, что поможет уменьшить шум, например, беруши или противошумные наушники.

— Также если студент начинает демонстрировать повторяющееся поведение, например, бормотать или издавать звуки, постарайтесь предусмотреть это заранее, так как это может раздражать других студентов; а в день экзамена принять меры будет сложнее.

— Могут помочь методы отвлечения/замены. Например, если студенту разрешить жевать жвачку, это может предупредить бормотание и другие звуки. Важно понимать, что эти виды поведения имеют для студента большое значение — они позволяют почувствовать себя уверенней или расслабиться. Нужно поставить цель не устранить их, а привести к более приемлемой форме или заменить. Может быть полезно проиграть сдачу экзамена по ролям, чтобы обнаружить все возможные проблемы.

— Большую пользу могут принести методы релаксации, которые студенты могут практиковать в течение подготовки к экзаменам.

— Иногда нужно, чтобы член экзаменационной комиссии напрямую обратился к студенту. Сообщения, обращенного ко всей аудитории, недостаточно. Студенту часто нужны персональные инструкции, чтобы понять до конца, что необходимо сделать.

— Возможно, потребуется помощь, чтобы студент определился, на какие вопросы отвечать. Письменные инструкции могут быть написаны неясным языком либо вводить в заблуждение. Как только студент прочитал задание и решил, на какие вопросы требуется дать ответ, возможно, нужно будет перенумеровать вопросы для него. Например, если студент может ответить на вопросы 2, 3 и 5, то будет полезно, если преподаватель перенумерует их ручкой в 1, 2 и 3.

Преподаватель как положительный пример для подражания

Учителя выполняют множество задач и функций, некоторые явно, некоторые скрыто. Преподавательский состав (иногда невольно и возможно непреднамеренно) может также диктовать стиль общения в классе, принятые уровни поведения, а также реакцию и отношение к определенным студентам.

Некоторые личности всегда будут выделяться, по разным причинам. Студенты получают ярлыки — иногда позитивные, иногда льстящие самолюбию, но иногда жестокие. Ярлыки могут даваться другими, но иногда самими преподавателями. Порой кто-то из подростков может поддерживать и поощрять использование ярлыков (например, «штатный клоун класса»), но другим это может причинить боль или заставит почувствовать себя изгоем. Учитель часто может устанавливать стандарты поведения, которым следует класс (см. работы Bandura, в которых приводятся доказательства эффективности моделирования). Если учитель своим поведением посылает сообщение, что можно дразнить или смеяться над одноклассником, это открывает настоящий сезон охоты.

Положительная сторона в том, что достойное поведение преподавателя часто может помочь ученикам последовать положительному примеру. Если преподаватель демонстрирует участие, терпение и понимание, это может стать нормой для класса. Необходимо немедленно реагировать на все случаи травли или оскорблений, если педагог стал их свидетелем или получил о них информацию.

Кому необходимо говорить о диагнозе?

В целом люди бывают довольно деликатными и стараются помочь человеку, если понимают его проблему. Если в отсутствие верной информации они полагают, что человек заносчив, категоричен, высокомерен, груб и т.п., то вряд ли они будут тратить свое время и помогать. Поэтому важно обсудить, надо или нет говорить одноклассникам о синдроме Аспергера. Не существует верного или неверного ответа. Для человека с синдромом Аспергера это очень личное решение, которое он принимает при поддержке и под руководством семьи и друзей. У каждого решения есть достоинства и недостатки, но в любом случае необходимо внимательно его обдумать.

Какие проблемы могут повлиять на процесс учебы?

Работа в группе

Из-за испытываемых проблем с общением и пониманием социальных условностей студенту с синдромом Аспергера может быть сложно работать в группе. У людей с аутистическим расстройством также есть проблемы с пониманием чувств других людей, и они не могут хорошо работать в команде, потому что по своей природе не принимают во внимание желания и потребности одноклассников (например, желание победить и добиться успеха).

Показательный пример проблемной ситуации — это курсовые работы по группам. В этих ситуациях успех всех студентов в группе зависит от того, как каждый «тянет». Студенту с синдромом Аспергера не только будет сложно мотивировать себя (в особенности, если предмет работы не относится к области личного интереса), но и сложно понять, почему члены его команды так злятся или так недовольны, если что-то идет не по плану. Кто-то из группы, либо преподаватель должен в таких ситуациях быть посредником, чтобы студент с синдромом Аспергера точно понял, что группа ожидает от него, и чтобы все разногласия разрешались в спокойной манере на основе логики.

Отсутствие понимания

Наша речь наполнена метафорами и расширенными значениями слов. Мы используем эти термины, не осознавая, как сильно путают они тех, кто воспринимает язык буквально. Только что абзацем выше использовалось выражение «тянуть», тогда как можно было сказать «выполнить свою часть работы». Важно с осторожностью относиться к тем фразам, которые каждый день звучат в классе. Студент с синдромом Аспергера может запутаться и остаться в недоумении относительно некоторых выражений, и по его ответам люди могут подумать, что он наглый, необразованный или просто грубый. Студент может стесняться признать перед одноклассниками, что он не понял, о чем шла речь. Человек с синдромом Аспергера, возможно, наработал ряд механизмов, позволяющих обходить такие проблемы — он может вести себя как клоун или притворяться, что его замешательство было намеренным. Избежать проблем можно, если преподаватель выступает переводчиком, как будто неумышленно.

Например, если во время обсуждения студент говорит: «Я хочу, чтобы все в моей группе отвязались от меня с этой работой».

Учитель говорит классу: «Ты, похоже, сердишься, но ты просто хочешь, чтобы другие не напоминали все время о работе».
Этот метод может неплохо сработать, так как не придется подчеркивать, что проблемы у одного студента с синдромом Аспергера.

Непонимание чувств других людей, что иногда называют отсутствием «модели психического состояния человека».

Мы уже кратко касались этого выше, я хотел бы развить тему. Проблемы могут возникать в ситуациях, требующих понимания чувств других людей (т.е. способности ставить себя на место другого). Это касается ситуаций, в которых студент говорит нечто, причиняющее боль однокласснику или преподавателю, но не чувствует себя ответственным за огорчение или гнев, который вызвало его замечание. В подобных ситуациях необходимо четко объяснить студенту, в простых понятных выражениях, какой эффект произвели его слова, так как студент не сможет самостоятельно уловить связь между словами и их последствиями.

Данная проблема — основная причина всех проблем с установлением и поддержанием дружеских отношений. В подростковом возрасте становится важнее находить друзей, чем знать, откуда берутся дети. Человеку с аутическим спектром можно помочь с этим разобраться, но нужны друзья, с которыми можно говорить прямо и честно. Слишком часто мы ожидаем, что люди угадают наше настроение по тону голоса или по выбору слов. Мы хотим, чтобы нас расспрашивали, чтобы мы могли рассказать о своих проблемах внимательному слушателю.

Например, Том спрашивает: «Что было сегодня в колледже?»

Сью отвечает: «Да нормально».

Том: «Судя по голосу, ты устала. Правда, все нормально?»

Сью: «Ну на самом деле …»

Что-то из того, что или как говорила Сью, подсказало Тому, что у его подруги был непростой день. Может, это был ее голос или ударение на некоторых словах, выражение лица, поза — есть столько невербальных подсказок, помогающих нам понимать других. Люди с синдромом Аспергера не могут по-настоящему верно интерпретировать невербальную часть разговора. Они могут спросить Сью, как прошел ее день, но в ответ они воспримут только ее слова и не станут расспрашивать далее. Вот почему сарказм, обращенный к человеку с синдромом Аспергера, вызывает проблемы — слова воспринимаются по их значению. Может даже показаться, что человек отвечает сарказмом на сарказм. Например:
Том (саркастически): «Классная рубашка».

Роб (без задней мысли): «Спасибо».

Это может и не быть сарказмом, так как сарказм — пример весьма развитого использования языка, и он крайне идиосинкратичен, т.е. зависит от того, кто его использует. Нет набора правил, по которым можно обучиться сарказму. Некоторые подмигивают, другие поднимают бровь, кто-то выделяет определенные слоги, когда произносит что-то с сарказмом. Для людей с аутическим спектром очень сложно выучить правила сарказма и, как следствие, научиться распознавать и отвечать на него. Человек с синдромом Аспергера может распознать и сам использовать некоторые базовые формы сарказма (например, на вечеринке 70-х два друга — один с синдромом Аспергера — могут вести описанную выше беседу, и оба будут использовать сарказм, но это, очевидно, форма общения для особых случаев).

Из-за недостатка понимания чужого психического состояния человеку с синдромом Аспергера бывает сложно провести различие между тем, что знает он, и тем, что знают другие. Это может привести к недоразумениям — студент может не потрудиться попросить преподавателя продлить работу над сочинением, так как полагает, что преподаватель автоматически в курсе, что у студента в выходные умерла бабушка. Предотвратить недоразумения могут полные инструкции. Например, «если вам нужно больше времени для выполнения задания, скажите, пожалуйста, мне».

Проблемы с мотивацией

У студентов с синдромом Аспергера может быть особый интерес. Это даже может быть курс, который они проходят. Но, как это обычно бывает (с каждым), в учебе есть и неинтересные студенту предметы. Большинство студентов мыслит рационально и понимает, что им нужно пройти курс целиком, даже если что-то в нем совершенно не нравится. Ученики с Аспергером обычно сосредоточены на чем-то очень конкретном, «здесь и сейчас». К примеру: «Я лучше побольше поработаю над повторением статистики, чем над письменной работой». Очевидно, что это подорвет общую успеваемость студента в данном курсе. Студенты с синдромом Аспергера с большим трудом мотивируются будущим (к примеру, «если я напишу нужные письменные работы, то в следующем году получу сертификат»). Им нужно дополнительное руководство и мотивационная поддержка, которая позволит поставить более осязаемые цели (например, «если вы хотите стать инженером, то вам необходимо пройти все части курса, в том числе и письменную работу»).

Cтресс, вызванный недостатком информации

Люди с аутическим спектром всегда перепроверяют детали. Это позволяет им расслабиться, если они знают, чего ожидать. Интерес к деталям особенно проявляется, когда меняется распорядок жизни. В примере ниже студент будет чувствовать себя в большей безопасности с заявлением учителя A, нежели учителя B:

Учитель A:

«В следующий вторник во второй половине дня у нас не будет географии, в отличие от обычного. У меня в этот день назначена встреча. Географию вместо меня проведет мистер Стокс. Я заранее дам вам задание для подготовки. В среду утром я вернусь, и занятия продолжатся, как обычно».

Учитель B:

«В один из дней на следующей неделе меня не будет во второй половине дня. Кто-нибудь меня заменит».

Очевидно, что Учитель A потратил больше времени на инструктаж для своего класса. Тем не менее, если считать в целом, то он, возможно, сэкономил время, так как студент с аутистическим расстройством, не удовлетворенный предоставленной информацией, скорее всего, подойдет и задаст целый список вопросов, пока не почувствовует, что он собрал все нужные детали. В худшем случае, студент с синдромом Аспергера станет выражать беспокойство своим поведением. Такие студенты могут начать активнее проявлять приспособительные механизмы поведения, например, действия-ритуалы. Они могут паниковать, прогуливать, непрерывно задавать вопросы другим учащимся и т.д. Это можно легко уменьшить или предотвратить, если сразу предоставить достаточно информации. Студентам, которые особенно переживают из-за подобных ситуаций, может помочь расписание, если оно составлено на неделю с указанием всех изменений. Оно подтвердит студенту, что хотя один урок изменился, другие остаются на своем месте. Подобная стратегия уменьшит также и количество задаваемых вопросов, так как у студентов есть нечто, с чем они могут свериться всякий раз, когда они чувствуют беспокойство.

Социальные хамелеоны

Люди с синдромом Аспергера могут отлично вписаться в коллектив в знакомых ситуациях с предсказуемым течением событий. В обычной жизни порой сложно выделить кого-то с аутиcтическим расстройством. Они проявят себя, только если что-то идет не так, или происходят непредвиденные.события. Надо надеяться, что при достаточной поддержке и понимании с самого начала курса, все трудности можно предсказать и свести к минимуму.

Заключение

Выше были описаны только трудности, которые могут возникать со студентами с синдромом Аспергера. Не хотелось бы, чтобы у вас сложилось неверное одностороннее представление о них. Ваш студент с синдромом Аспергера будет абсолютно непохож на других.

Впечатление, которое у вас могло сложиться от прочтения этой статьи, что человек с синдромом Аспергера постоянно находится в депрессии и беспокойстве, очень и очень далеко от истины. Вы не найдете двух людей, на которых расстройства аутического спектра повлияли бы одинаково. Проявления главной триады и специфические особенности течения синдрома могут существенно отличаться. Личность студента также играет огромную роль в том, каким человек предстает перед нами. Синдром Аспергера — это только часть целого. Ваш студент может быть неимоверно одарен, иметь удивительное внимание к деталям, энциклопедические знания в какой-то сфере, быть безупречно пунктуальным и, что намного важнее, он может предоставить вам бесценную возможность взглянуть на мир под другим углом зрения.

Спасибо Александру Михайлову за перевод.