Ребенок должен уметь просить («манд» — требование ребенком чего-либо у окружающих) много разных предметов. Некоторые предпочитают дождаться, чтобы ребенок мог также называть («такт» — называние объекта или человека, комментирование происходящего), использовать прилагательные и предлоги и использовать целые предложения для просьб («манд»). Другие успешно применяют обучающие механизмы, в которых дети задают вопросы (манды для получения информации), чтобы обучить ребенка прилагательным и предлогам, так как это может увеличить мотивацию ребенка к использованию прилагательных и предлогов на практике. Автор считает самым важным оценить способность ребенка к узнаванию условий, при которых можно задавать вопросы (манды для получения информации), и использовать те «последовательности» для обучения, которые подходят лучше всего для данного ребенка. Если решено обучать ребенка задавать вопросы, и появляются ошибки в узнавании таких условий, постарайтесь обучить ребенка узнавать подходящую для вопросов ситуацию. Если это не получается, отложите обучение ребенка задаванию вопросов (мандов для получения информации), пока вы обучаете его другим необходимым навыкам.
Главная задача вопроса состоит в получении желаемой информации. Конечно, будучи взрослыми, мы также знаем, что определенные вопросы можно задавать из вежливости (например, «Как у тебя дела?», «Как ты съездил в отпуск?»). Если нам интересно и приятно поддерживать общение с человеком, с которым мы говорим, или нам нравится тема разговора, то вопросы помогают поддерживать и продолжать его.
Когда нейротипичные дети впервые учатся задавать вопросы, «Это?» становится их первым «вопросом». Одно из объяснений такому поведению — они требуют информации. Ребенок хочет учиться и интересуется окружающим миром. В терминах бихевиоризма это значит, что «слова» становятся подкреплением для ребенка. Другое бихевиористское объяснение этому поведению состоит в том, что человек, у которого ребенок спрашивает «Это?» становится вторичным, дополнительным подкреплением, и ребенок просит («манд») внимания этого человека. Это происходит, после того как долгое время этот человек был связан с другим подкреплением, и для ребенка теперь подкреплением является каждый раз, когда он спрашивает «Это?» в присутствии этого человека.
Помните, что, определяя подкрепление для каждого вида поведения, мы должны наблюдать за тем, что нравится данному ребенку. Автор встречал детей, которые требовали информации, указывая на объект/картинку или трогая ее и не смотря при этом на присутствующего взрослого. Это поведение закреплено взрослым, который называл предмет и одновременно касался его.
Например, поведение одного ребенка в большой степени подкрепляется буквами и цифрами, и он часто на них показывает. Каждый раз, когда ребенок показывает, взрослый называет букву или цифру. Ребенок мог успешно различать (трогать, показывать/брать) буквы и цифры, когда его просят, но при этом не общался речью. Если ему нужно было попросить что-то, он тянул своих родителей к желаемому объекту или месту, в котором ему хотелось совершить какое-то действие. Вместо того чтобы спрашивать родителей, ребенок превратил их в подобие высокотехничной игрушки с кнопками (одной из его любимых стимулирующих игрушек). Хотя это помогло связать родителей с подкреплением, что является желаемой целью самой по себе, необходимо было исключить эту модель тогда, когда ребенок учился требовать другие объекты, используя другие способы коммуникации, и, вместе с тем, учился (через сочетание с определенными подкреплениями) получать удовольствие от других игрушек и выполнения действий с людьми.
С этим конкретным ребенком нам удалось обучить его некоторым навыкам, используя поведение, которое он уже проявлял (трогал объекты), и его желание слышать, как кто-то называет буквы и цифры. Сперва мы начали обучение в том стиле, в котором ребенок обучался прежде (ребенок показывает — взрослый говорит), затем мы ждали несколько секунд, пока ребенок поворачивался и смотрел на взрослого, прежде чем называть цифры. Вскоре ребенок устанавливал зрительный контакт, когда показывал. На следующем этапе мы написали цифры на маленьких карточках и научили ребенка давать нам карточку с цифрой, название которой он хотел услышать (система PECS). Мы научили ребенка навыку, при котором он давал картинку того, что он хотел. Позже, вне занятий, ребенок нёс карточку родителю. Когда он так делал, родитель доставал буквы и цифры и играл ими вместе с ребенком. Этот навык был более практичным, так как ребенок мог просить определенную игру или выполнение действия, используя карточку, тогда как прежде он мог требовать определенного поведения от родителей, только когда рядом были буквы и цифры. Ребенок также расширил этот навык, прося другие игрушки, еду и выполнение действий, которые он хотел. Мы также использовали подкрепляющую силу букв и цифр вместе с кубиками, паззлами и песнями, чтобы сочетать эти виды деятельности с подкреплением (создать новые дополнительные подкрепления, расширить интересы ребенка).
Даже если ребенок «говорит слова, которые звучат как вопрос», мы должны определить моделирующее подкрепление, прежде чем мы поймем, просит ли ребенок информацию, или он просит определенный объект или выполнение действия. Например, ребенок с высокой степенью эхолалии может спросить: «Ты хочешь посмотреть телевизор?», даже когда его не интересует, хотите ли вы или нет. Функция этого вопроса состоит в коммуникации просьбы — «Я хочу посмотреть телевизор». Легко заметить, как это происходит. Это поведение могло закрепиться, потому что, когда ребенок хотел посмотреть телевизор, он тянул свою маму к нему и клал ее руку на кнопку. Прежде чем включить телевизор, она спрашивала: «Ты хочешь посмотреть телевизор?». Ребенок эхом повторял, и телевизор включался. Его повторение фразы «Ты хочешь посмотреть телевизор?» подкреплялось много раз. Проблема была в том, что ребенок использовал неправильную форму для достижения цели. Вместо этого, родителей научили подсказывать ему фразу «Я хочу посмотреть …». Ребенок добавлял «телевизор», и телевизор включался. Ребенок еще не мог повторять отдельные слова «под инструкционным контролем» или на постоянной основе, но он все время добавлял слова в своих любимых песнях, и так мы поняли, что именно таким образом, через добавление слов во фразу, мы можем добиться нужного поведения, когда нужно сказать «телевизор», чтобы затем подкрепить его. В данном случае, нам не стоило подсказывать ребенку целую фразу «Я хочу посмотреть телевизор», пока он не научился использовать отдельные слова в разных случаях, без эхолалии. Мы с помощью подсказок научили его использованию множества разных предложений (например, «Я хочу посмотреть телевизор», «Включи телевизор», «Давай посмотрим телевизор» и т.п.), чтобы ему включили телевизор, но не раньше, чем он смог называть огромное количество предметов в ответ на вопрос «Что это?» и сам делал так, чтобы привлечь наше внимание. Использование фразы «Я хочу посмотреть телевизор» стало важным, потому что «слушатель» не всегда мог определить, говорит ли он слово, потому что хочет этого, или просто называет предмет, чтобы привлечь наше внимание.
Другие дети часто задают вопросы, которые служат вовсе не для получения информации. Например, они могут спросить: «Где мой мяч?», когда мяч лежит прямо перед ними. Это происходит, потому что ребенок получал в качестве подкрепления за то, что говорил «слова, которые звучат как вопрос», желаемый объект, даже когда он был виден. Или ребенка могли научить задавать вопросы посредством имитирования, которое не включало соответствующего подкрепления (в виде получения неизвестной информации). Например, поведение ребенка было подкреплено, после того как он говорил «Кто это?» при просмотре альбома с фотографиями знакомых членов семьи. Если он может назвать («такт») людей в альбоме, то ему не нужна информация, которую можно получить с помощью вопроса «Кто это?». Каждый раз, когда становился очевидным такой механизм обучения, автор считал наилучшим подсказывать «правильные слова» в нужном контексте и затем подкреплял это, используя много возможностей для практики и убирания подсказок, и в то же время обучал соответствующим условиям, чтобы ребенок мог их различать. Например, для ребенка, описанного выше, можно подсказать (ставя палец ребенка на картинку): «Смотри, это папа!», «Это бабушка!» и затем убирая подсказки. В то же время можно обучать его вопросу «Кто?» при условии, что ему нужна информация, как будет описано ниже.
Сперва оцените информацию, которая подкрепит определенный вопрос:
1. «Может ли?» помогает получить информацию о том, способен ли человек или предмет произвести какое-то действие. Ответом обыкновенно станет «да» или «нет». Например, «Могут ли ослы летать?».
2. «Могу ли я?/Можно мне?» позволяет получить разрешение на выполнение желаемого действия или получить желаемый объект. Например, «Могу ли я пойти на улицу?», «Можно мне печенье?».
3. «Сделает ли?/Станет ли?/Будет ли?» говорит нам о способности, желании человека или вероятности исполнения им какого-то действия. (Если вопрос задаётся человеку, который привлекается к этому действию, используется «ты», а если человек присутствует, но вы говорите не с ним, в вопросе прозвучит «он» или «она». Если же человек не присутствует при вопросе, используется его имя). Например, «Бабушка заберет меня?», «Ты мне поможешь собрать этот паззл?», «Ты можешь достать мои ботинки?», «Ты вынесешь мусор?», «Он заберет мой грузовик?», «Папа пойдет сегодня на работу?», «Миссис Смит возьмёт меня с собой в парк?».
4. «Что?/Что это?» помогает узнать название объекта («такт»). Например, «Что в сумке?», «Что это?» (когда ребенок показывает на неизвестный объект или картинку).
5. «Какой?» даёт определенную информацию об объекте или указывает на то, что нужна большая определенность.
Например,
Инструктор: «У меня новая собака!»
Ребенок: «Какая?»
Инструктор: «Боксер».
или «Какие чипсы ты хочешь?».
6. «Кто?» помогает выяснить имя человека, как его называть («такт»). Например, «Кто это?» (про нового ребенка в классе) или
Мама: Кто-то придёт сегодня в гости!
Ребенок: Кто?
или «Кто взял мой грузовик?».
7. «Где?» даёт информацию о местоположении объекта, человека или действия. Например, «Где мама?» (мамы рядом нет), «Где мои ботинки?» (ботинок нет в поле зрения), «Куда мы идём?».
8. «Когда?» определяет период времени. Например, «Когда я буду обедать?», «Когда ты уезжаешь в отпуск?», «Когда мы можем побыть вместе?».
9. «Почему?» позволяет узнать причину происходящего или произошедшего. Например, «Почему у тебя на голове надета сумка?», «Почему ты меня ударил?», «Почему он так громко разговаривает?».
10. «Какой именно?/Какой?» помогает различить между двумя или более объектами. Например,
Папа: «Можно мне печенье?» (на столе лежат три печенья)
Ребенок: «Какое?»
11. «Как?» позволяет узнать, как что-то делать или сделать. Например, «Как ты это открыл?», «Как это работает?»
12. Общие вопросы вместе с местоимениями или именами людей дают информацию о предпочтениях, действиях и произошедших событиях. Например, «Ты съел крекеры?», «Ты любишь паззлы?», «Бабушке нравятся видео, которые делает Томас?»
Затем нам нужно определить, как сделать процесс получения информации ценным (поощрительным) для ребенка. Это важный элемент учебного процесса, так как, пока мы учим ребенка задавать вопросы, если информация, которую получает ребенок, для него не является подкреплением, он вряд ли станет делать это спонтанно. Другими словами, мы учим его спрашивать, но мы также должны учить его «заботиться» о получении информации. Этого эффекта можно добиться, используя вместе получение информации и определенное подкрепление. Когда процесс получения информации задействован давно или идёт в паре с подкреплением, вероятность того, что ребенок будет в будущем задавать вопросы, увеличивается. Автор обычно обучает детей сперва только вопросительным словам, превращая их в «важные слова» (характерный стимул) для получения определенного ответа или определенного типа информации. Затем ребенка можно обучать множеству вопросов, которые содержат определенные вопросительные слова. Далее приведены примеры обучающего процесса:
1. (Книги о Томасе являются для ребенка особым поощрением и находятся вне поля зрения).
Инструктор: У меня есть для тебя что-то важное! Скажи «Что?».
Ребенок: Что?
Инструктор: Новая книга о Томасе!
Важно: Ребенок уже должен быть обучен повторять всё, что следует после инструкции «Скажи». Если ребенок с трудом различает необходимость повторить вопрос и необходимость ответить на вопрос, можно сперва дать ему повторить другие слова, чтобы создать «эффект инерции», а затем само вопросительное слово. Например,
Инструктор: Скажи «дом».
Ребенок: Дом.
Инструктор: Скажи «малыш».
Ребенок: Малыш.
Инструктор: Скажи «Что?»
Ребенок: Что?
2. (Поощрение лежит в прозрачном пакете)
Инструктор: (указывая на пакет) Скажи «что это?»
Ребенок: Что это?
Инструктор: Это твоя юла! Пойдем играть!
3. Ребенок тянется за сумкой, в которой лежит поощрение.
Инструктор: Скажи «Что в сумке?»
Ребенок: Что в сумке?
Инструктор: Новый мультфильм! Пойдем смотреть!
4. Когда вопрос получает достаточное подкрепление, научите ребенка получать информацию касательно названий предметов («тактов»), которые он не знает.
Инструктор: (смотря на книжку про морских животных, в которой есть много тактов, которые ребенку уже известны, но некоторым его еще не учили).
Инструктор: Что это?
Ребенок: Кит.
Инструктор показывает на другое известное ребенку животное, не спрашивая «что это?», и таким образом убирая подсказку для того, чтобы ребенок назвал животное.
Ребенок: Акула. Осьминог.
Инструктор показывает на неизвестное животное и тут же подсказывает: «Скажи «Что это?»
Ребенок: Что это?
Инструктор: Это морской лев.
(В зависимости от конкретного ребенка, подкреплением для данного поведения (задавания вопросов) в данном случае может стать получение информации, если ребенок очень любит морских животных, или социальное подкрепление, такое как «Ого! Ты выучил много морских животных!» (социальная похвала в данном случае является дополнительным, вторичным подкреплением), или прекращение дальнейших инструкций (просто чтение книги вместе), или любым другим подкреплением (например, получением игрушечного морского льва после задавания ребенком вопроса, если ему нравится играть с морскими животными).
1. (Запланированный приход нескольких людей, общение с которыми является для ребенка «поощрением»)
Инструктор: Кто-то у двери! Скажи «Кто?».
Ребенок: Кто?
Инструктор: (открывает дверь) Бабушка! (это повторяется с несколькими «любимыми» людьми).
2. (Разные люди по очереди прячутся под одеялом, чтобы ребенок не видел их)
Инструктор: Смотри! Кто-то под одеялом. Скажи «Кто?».
Ребенок: Кто?
Инструктор называет имена людей, когда они появляются из-под одеяла.
3. Инструктор: Кто-то хочет тебя поцеловать. Скажи «Кто?».
Ребенок: Кто?
Инструктор: Я! (расцеловывает ребенка)
4. (договоритесь, чтобы «любимые» люди позвонили по телефону)
Инструктор: Кто-то хочет поговорить с тобой по телефону. Скажи «Кто это?»
Ребенок: Кто это?
Инструктор: Это папа! Папа хочет поговорить с тобой!
5. (рассматривая фотоальбом)
Инструктор: Кто это?
Ребенок: Мама.
Инструктор: (продолжает показывать на фотографии, а затем на кого-то, кого ребенок не знает) Скажи «Кто это?»
Ребенок: Кто это?
Инструктор: Билл (нужно также поощрить ребенка словами или материально за задавание вопроса).
1. (Игрушка Вуди — особое поощрение для ребенка)
Инструктор: Я знаю, где Вуди. Скажи «Где?»
Ребенок: Где?
Инструктор: Он под диваном! (помогает ребенку найти его, если нужно).
2. (Когда вопрос «Что?» уже изучен, совместите его с «Где?»)
Инструктор: У меня для тебя что-то есть!
Ребенок: Что это?
Инструктор: Новый мяч! Скажи «Где он?»
Ребенок: Где он?
Инструктор: Он в этой сумке.
Ребенок достаёт мяч.
3. Когда ребенок уже спрашивает «Где?» в искусственных условиях в соответствии с определенными стимулами, научите его задавать вопрос «Где?» вместе с названием предмета, чтобы попросить отсутствующий предмет.
(игра с мячом — инструктор прячет мяч в разных местах в комнате)
Инструктор: (привлекает внимание к пустой корзине, где обычно лежит мяч) Скажи «Где мяч?»
Ребенок: Где мяч?
Инструктор: Он под коробкой.
4. Дайте ребенку миску хлопьев без ложки.
Инструктор: Скажи «Где моя ложка?»
Ребенок: Где моя ложка?
Инструктор: Она в ящике. Пойдем возьмём её.
(Ребенок должен постоянно просить недостающие предметы. Периодически поощряйте просьбу ребенка о предмете (т.е. «Мне нужна ложка»). Возможно, стоит также спрятать вместе с ложкой более сильное поощрение, чтобы компенсировать ребенку ожидание поощрения в виде получения ложки).
1. (Инструктор и ребенок вместе делают то, что ребенок не очень любит). Инструктор: Мы должны перестать работать.
Скажи «Почему?»
Ребенок: Почему?
Инструктор: Потому что мы сейчас идём в парк! (то, что ребенок очень любит).
2. (Ребенок смотрит мультфильм, который не слишком любит. Инструктор входит и выключает его)
Инструктор: Скажи «Почему ты выключил мультфильм?»
Ребенок: Почему ты выключил мультфильм?
Инструктор: Чтобы мы могли посмотреть мультфильм про Дору! (который ребенок любит больше).
3. (Инструктор надевает на занятии клоунский нос)
Инструктор: Скажи «Почему ты надел этот нос?»
Ребенок: Почему ты надел этот нос?
Инструктор: Потому что мы сегодня будем играть в цирк! (одна из любимых игр у ребенка).
1. Инструктор: Одна из этих конфет для тебя. Скажи «Какая?»
Ребенок: Какая?
Инструктор: Оранжевая конфета (это любимый цвет ребенка)
2. Инструктор: (держит обе руки сжатыми в кулак) У меня в руке конфета. Скажи «В какой?»
Ребенок: В какой?
Инструктор: В этой! (раскрывает руку и даёт конфету).
Можно также обучить ребенка задавать вопрос: «В какой руке?».
3. Инструктор: (перед ним две коробки, в одной из которых игрушка Вуди) Вуди в коробке. Скажи «В какой коробке?»
Ребенок: В какой коробке?
Инструктор: В блестящей коробке.
4. Когда ребенок уверенно использует этот вопрос, обучите его задавать этот вопрос, чтобы уточнить просьбу.
Инструктор: (перед ним два шарика) Дай мне шарик. Скажи «Какой?»
Ребенок: Какой?
Инструктор: Длинный.
Ребенок даёт шарик инструктору, и тот надувает его и играет вместе с ребенком.
5. Когда ребенок уже выучил вопросы «Что?» и «Где?», совместите его с «Какой?»
Инструктор: У меня для тебя что-то есть.
Ребенок: Что?
Инструктор: Мягкий мячик.
Ребенок: Где он?
Инструктор: В сумке (перед ним две сумки). Скажи «В какой?».
Ребенок: В какой?
Инструктор: В большой сумке.
1. Инструктор: У меня есть чья-то конфета. Скажи «Чья?»
Ребенок: Чья?
Инструктор: Твоя! (даёт конфету)
2. Инструктор: (кладёт конфету перед ребёнком) Скажи «Чья конфета?»
Ребенок: Чья конфета?
Инструктор: Твоя!
Когда ребенок начинает постоянно спрашивать «Чья?» без подсказок, периодически добавляйте блоки, в которых конфета будет принадлежать другому.
Конфета лежит перед ребенком. Ребенок: Чья конфета?
Инструктор: Мамина (мама берет конфету).
1. Ребенок: Можно мне печенье?
Инструктор: Не сейчас. Скажи «Когда?»
Ребенок: Когда?
Инструктор: Как только мы помоем руки. (нужно, чтобы период ожидания был небольшим)
2. Инструктор: Мы идём в парк! Скажи «Когда?»
Ребенок: Когда?
Инструктор: Как только мы дочитаем книгу.
3. После того как вопрос «Когда?» освоен, совмещайте его с «Где?»
Инструктор: Сегодня мы идём в особенное место.
Ребенок: Куда мы идём?
Инструктор: В зоопарк! Скажи «Когда мы идём в зоопарк?»
Ребенок: Когда мы идём в зоопарк? (Это любимое место ребенка)
Инструктор: Сразу после обеда!
(Сделайте это во время обеда, а не после завтрака!)
1. Инструктор: (принёс новую игрушку, которую сложно включать) Я знаю, как включить её. Скажи «Как?»
Ребенок: Как?
Инструктор: Вот так! (Включает игрушку, но старается не показывать, как именно, чтобы повторить этот блок еще несколько раз).
После того как подсказка больше не нужна, просто подскажите ребенку, чтобы он сказал «Как ты включаешь её?» и продемонстрируйте.
2. Инструктор: (приносит контейнер с новой защелкой и поощрением внутри) Скажи «Как его открыть?»
Ребенок: Как его открыть?
Инструктор: Нужно повернуть вот так (открывает и дает ребенку поощрение).
1. Ребенку нравится наблюдать, как инструктор дурачится, и он постоянно отпускает случайные комментарии без подсказки.
Инструктор: Давай поиграем в игру. Ты можешь сделать так? (делает что-то смешное, чтобы ребенок повторил).
Ребенок: Да, я могу! (повторяет)
Инструктор: Это очень смешно! Теперь твоя очередь.
Ребенок: Ты можешь сделать так? (делает что-то смешное, чтобы инструктор повторил).
Инструктор: Да, я могу! (Или «Нет, я не могу!», если нужно).
1. Инструктор: Мы можем пойти на улицу, если все хотят. Скажи «Ты хочешь пойти на улицу?» (направляет ребенка, чтобы он спросил другого ребенка из троих).
Ребенок: Ты хочешь пойти на улицу? (продолжите с остальными детьми, надеясь, что все скажут «да»).
2. Инструктор: Ты можешь поиграть в мяч, если найдешь, с кем играть. Скажи «Ты хочешь поиграть в мяч?» (направляет ребенка к другому человеку).
Ребенок: Ты хочешь поиграть в мяч? (продолжите, пока не найдете кого-то, кто скажет «да»).
Это всего лишь примеры сценариев, которые можно использовать для обучения ребенка задавать вопросы. Важно помнить:
1. Информация должна быть неизвестна.
2. Информация должна быть ценной для ребенка.
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…