Если вы собираетесь обучать вашего ребенка общаться с помощью устной речи, то можно использовать сочетание стимул-стимул — простую процедуру, которая позволяет увеличить количество речевых звуков, издаваемых ребенком.
Эта процедура использует особенность обучения, которая сводится к тому, что если некий нейтральный стимул постоянно появляется перед желательным стимулом, то он приобретает качества желательного стимула. Это значит, что если постоянно повторять отдельные речевые звуки перед тем, как ребенок получает любимый предмет или развлечение, то данный звук речи станет для ребенка желанным сам по себе.
Например, если ваш ребенок любит мишек Барни, то вы можете говорить «Ба» и тут же давать ему любимую игрушку мишки или включать мультфильм про мишку на несколько секунд. После этого уберите предмет или выключите мультфильм. Когда вам покажется, что ребенок снова его хочет, повторите такую же процедуру. После того как вы проделаете это множество раз, вы можете заметить, что ребенок начал чаще произносить вслух «Ба», поскольку этот слог приобрел для него определенную ценность. Теперь, когда вы знаете, что ребенок может свободно говорить «Ба», вы можете обучать его вокальным просьбам.
Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ба», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Барни!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.
Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ба-и» вместо «Ба»). На данном этапе вы можете сказать «Ба-и», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ба-ни», затем «Барни»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи.
Полезные советы
— Можно усилить процедуру сочетания стимул-стимул, произнося другой звук в то время, когда у ребенка нет желательного предмета или занятия, и после звука доступ к ним не предоставляется. Если вы говорите «Ба», а затем показываете десять секунд мультфильма, то в другое время вы говорите «зо» или любой другой звук и ничего после этого не делаете. Затем вы снова говорите «Ба» и предоставляете Барни. Такой контраст может усилить связь между вашим желательным звуком и желанным предметом или занятием ребенка.
— Помните, что многим детям понадобится длительное время, чтобы научиться произносить некоторые звуки. Произношение ребенка должно быть достаточно точным, чтобы вы и другие члены семьи могли отличать одну просьбу от другой, например, понимать, чем «Ба-и» отличается от «Бабы».
Хотя сочетание стимул-стимул — это простая и эффективная процедура, позволяющая увеличить количество звуков, которые произносит ребенок, формирование вокальных просьб и другой функциональной речи может потребовать специального анализа и процедур, разработанных специалистом в области поведенческого анализа.
Если ваш ребенок повторяет за вами то, что вы говорите, но не обращается к вам с независимой просьбой, чтобы получить желаемое, то вы можете использовать простую процедуру, чтобы сделать вокализации вашего ребенка более функциональными.
Самая важная функция коммуникации для вашего ребенка — это «манд» или способность попросить какие-то предметы или занятия. Поэтому первый вид коммуникации, которому нужно обучать ребенка — это просьбы. Если у вашего ребенка уже есть эхолалия (вы говорите «кот», и ваш ребенок повторяет за вами «кот»), то вам нужно использовать процедуру перехода «от эхо к просьбе». Процедура сводится к тому, что вы превращаете эхолаличные ответы ребенка в функциональные просьбы.
1. Начинайте обучение, когда желательный предмет находится в зоне видимости ребенка (например, любимый напиток ребенка стоит на столе).
2. Убедитесь, что ваш ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет предмет или занятие. Для этого:
— Положите предмет рядом с ребенком и посмотрите, попытается ли он взять его.
— Наблюдайте, тянется ли ребенок и делает ли какие-то жесты в сторону предмета.
3. Используйте подсказку эхо — обозначьте предмет или занятие конкретным словом (вы можете сказать «сок», одновременно взяв в руки стакан сока).
— Если ребенок повторяет слово за вами (вокально имитирует), то дайте ему предмет или занятие, еще раз повторив его название.
4. Как можно раньше начинайте уменьшать подсказки эхо:
— После использования подсказки эхо несколько раз, попробуйте только частичную подсказку. Скажите только начало слова (держа стакан сока, скажите «с» вместо «сок»).
— Если ребенок произносит полное название предмета, то повторите слово целиком и немедленно дайте ребенку желаемое.
— Если ребенок не произносит название предмета после частичной подсказки, подскажите полное название и используйте процедуру коррекции ошибок, описанную ниже.
— После нескольких успешных просьб с частичной подсказкой (по описанной выше процедуре) попробуйте подождать 3 секунды и понять, скажет ли ребенок название самостоятельно.
— Если ребенок повторяет название самостоятельно во время трехсекундной паузы, повторите название предмета и тут же предоставьте его ребенку. Если ребенок говорит название предмета без подсказки, то увеличьте объем/продолжительность предмета или занятия.
— Если ваш ребенок не произносит название предмета во время ожидания в течение 3 секунд, то скажите начало слова. Если это не работает, то произнесите все слово.
5. Процедура исправления ошибок (если ребенок не говорит слово или говорит что-то не то):
— Никогда не давайте поощряющий предмет или занятие после того, как ребенок ошибочно сказал название другого предмета или занятия, даже если ребенок поправил сам себя.
— Подождите 3 секунды, потом скажите правильное название поощряющего предмета или занятия, и как только ребенок повторит это название, предоставьте ему предмет/занятие, одновременно повторяя название.
Полезные советы
— Всегда учите названию конкретного предмета или занятия (учите словам «вода», «сок» и «молоко», а не «пить»).
— НЕ учите словам «да», «нет», «еще», «помоги» или другим более общим просьбам до тех пор, пока ваш ребенок не освоит 200-300 различных конкретных просьб.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…