23.06.13

Вопрос-ответ. Как научить детей с аутизмом здороваться с другими людьми?

Как обучить ребенка приветствовать других людей по имени за несколько шагов

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: Barbera Behavior Consulting

 

приветствие других людей, аутизм

 

Несколько месяцев назад я проводила оценку четырехлетнего мальчика по имени Бобби. Когда я сказала ему: «Привет, Бобби», он ответил: «Привет, Бобби». Когда мой сын Лукас (ему сейчас 13 лет) был младше, то у него были похожие сложности, так что я научилась помогать ему с этой проблемой задолго до того, как стала поведенческим аналитиком. И как сертифицированный поведенческий аналитик я часто сталкиваюсь с проблемой приветствия других людей, так что я решила описать стратегии по ее решению.

1. До того как вы выработаете предварительные навыки, которые необходимы для приветствия других людей, попросите родителей, специалистов и других учеников не произносить имени ребенка, когда они говорят «привет» и «пока». Так вы предотвратите возможную ошибку и поможете ребенку быть более успешным. Если кто-то обращается к ребенку и не знает об этой стратегии или забывается и говорит «Привет, Бобби», а в ответ получает эхолалию, просто попросите их повторить только «привет» и получить уместную эхолалию: «привет».

2. Далее подготовьте по два экземпляра фотографий всех значимых людей в жизни ребенка, которых он часто встречает (мама, папа, сестра, бабушка, двоюродный брат, друг). Ребенок должен будет подбирать одну фотографию к другой. Только вместо того, чтобы говорить стандартные «найди одинаковую» или «положи с такой же», просто говорите «мама» или «мамочка», давая ребенку фотографию, и, указывая на идентичное изображение «мамы», побуждайте ребенка сложить две картинки. Если у ребенка есть эхолалия, то он может повторить за вами слово «мама». Если он говорит «мама», то спросите «кто это?», и пусть он ответит «мама» в качестве такта [вербальное действие по называнию предметов и людей].

3. Как только ребенок полностью освоит такт в отношении всех людей, которых он часто встречает, без какой-либо подсказки с вашей стороны (как с картинками, так и с реальным присутствующим человеком), а также научится говорить «пока» и «привет» в ответ другим людям без подсказки, то переходите к совмещению приветствия с именем. Если у ребенка не получается беглый такт с фотографиями людей, которых он часто видит, и/или если у вас нет хорошего контроля по эхоике (когда ребенок повторяет эхом «привет», если кто-то говорит «привет«, или ребенок говорит «мяч», если терапист говорит «мяч»), то вам еще рано совмещать приветствие и имя. В этом случае, пусть окружающие продолжают говорить «привет» и «пока» без имени ребенка, пока он не освоит предварительные навыки.

4. Для того, чтобы соединить приветствие с именем, вам понадобятся два человека. Один человек будет выходить и входить, приветствуя ребенка, в то время как другой человек будет сидеть сзади или сбоку от ребенка и подсказывать ему. Например, я сижу с Бобби, когда заходит его мама и говорит: «Привет, Бобби». Я тут же подсказываю: «Привет, мама». Скорее всего, вам понадобится несколько проб с полной вербальной подсказкой, прежде чем вы сможете начать систематически уменьшать подсказки.

5. Если у ребенка все равно есть трудности с приветствием, то вы можете снять видео, в котором люди звонят в дверь, и кто-то открывает им. Каждый человек, который заходит в дверь, говорит: «Привет, Бобби». Взрослый просматривает видео вместе с ребенком, и подсказывает ему отвечать на каждый клип, где открывается дверь и заходит какой-то человек. Именно эта стратегия сработала с Лукасом. После нескольких просмотров видео Лукас в совершенстве освоил этот навык. На видео звенел звонок, я открывала дверь, и первая терапистка (Нина) говорила: «Привет, Лукас». Я подсказывала ему: «Привет, Нина». Затем на видео она снова звонила в дверь, я ей открывала, и Нина снова говорила: «Привет, Лукас». На этот раз Лукас говорил «Привет, Нина» с уменьшенной подсказкой или вообще без подсказки. Затем второй терапист (Эрик) звонил в дверь и повторялась такая же практика.

6. Во время обучения приветствиям нужно учесть следующие пункты: убедитесь, что у ребенка есть предварительные навыки для приветствий (такт имен людей и хороший контроль эхоики с вашей стороны для двух-трех слов подряд). Учите ребенка приветствиям без ошибок столько раз, сколько потребуется, используя двух взрослых и/или видео.

Также смотрите:

Как поддержать развитие речи у ребенка с аутизмом

Что такое эхолалия, и почему она важна?

Как предотвратить перестановку местоимений у ребенка с аутизмом?