19.04.14

Вопрос-ответ. Как могут развиваться романтические отношения у молодых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом?

Клинический психолог, специализирующийся на синдроме Аспергера, об особенностях романтических и интимных отношений у взрослых с РАС

Автор: Тони Эттвуд / Tony Attwood
Перевод: Тамара Соломатина
Источник: Interactive Autism Network

 

joy-of-love

 

В то время как молодым людям с классическим аутизмом обычно достаточно уединенного образа жизни «отшельника», людям с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом он часто не подходит. Клинические исследования показали, что большинство таких подростков и молодых людей заинтересованы в романтических отношениях. При этом очень мало исследований затрагивают этот аспект расстройств аутистического спектра или стратегии по успешному развитию этих отношений.

Нам известно, что молодые люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в развитии отношений со сверстниками и понимании того, что может думать или чувствовать другой человек. Обычные дети постигают это естественным путем и практикуются в навыках развития отношений с членами семьи и друзьями задолго до того, как применяют эти способности для успешного развития романтических связей. Молодые люди с диагнозами «синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» обладают ограниченным набором навыков общения и им может быть сложно проявлять эмоции, особенно привязанность. У них также может присутствовать очень высокая чувствительность к определенным сенсорным ощущениям. Все эти диагностические характеристики оказывают влияние на навыки формирования отношений, пока ребенок растет, и, в итоге, снизят шансы взрослого на успешные долгосрочные отношения.

Любовь и привязанность

Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают сложности в понимании и выражении эмоций, и самой сложной эмоцией для таких людей является любовь. Обычные дети и взрослые часто с удовольствием выражают свою привязанность, знают, как выражать ее для обмена взаимными чувствами привязанности и любви, и знают, как поддержать кого-нибудь с помощью выражения привязанности. Ребенок или взрослый с аутизмом могут не нуждаться в такой же глубине и частоте выражений любви с помощью действий или могут не осознавать, что в данной ситуации от них требуется демонстрация их привязанности, что принесло бы удовольствие другому человеку. Он или она могут быть раздражены тем, насколько другие люди «зациклены» на выражении любви друг к другу.

Некоторые аутисты могут быть очевидно незрелыми в своих выражениях привязанности и иногда воспринимают их как негативный опыт. Например, объятие может казаться неприятным и ограничивающим движения. Человек может смутиться или переполниться эмоциями, когда от него ожидается выражение и принятие достаточно умеренных выражений любви. Я недавно разработал программу по когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков с синдромом Аспергера, которая объясняет им суть эмоции любви и способы выразить то, что ты любишь кого-то или испытываешь к нему симпатию. Программа вскоре будет оценена в ходе исследования, которое проводит Университет Квинсленда в Австралии.

Специальные интересы

Одной из диагностических характеристик синдрома Аспергера является развитие специального интереса, необычного своим объектом и значимостью. У подростков и молодых людей таким объектом порой становится человек, что можно интерпретировать как обычную подростковую влюбленность, но степень интереса и связанное с ним поведение часто вызывают обвинения в преследовании и домогательстве. Склонность к развитию особого интереса может и другими способами влиять на появление знаний об отношениях. Специальные интересы во многом помогают людям с синдромом Аспергера, в том числе в приобретении знаний для понимания раздражающих аспектов их жизненного опыта. Подростки с синдромом Аспергера часто стремятся к тому, чтобы понять и испытать в плане общения и отношений, в том числе романтических и сексуальных, то же, что и их сверстники, но у них могут возникнуть проблемы с источниками информации об отношениях и сексуальности.

У подростка с синдромом Аспергера мало или вовсе нет друзей, с которыми он может обсудить такие темы как романтические или сексуальные ощущения и правила сексуального поведения. К несчастью, единственным источником информации для подростков с синдромом Аспергера могут быть или порнофильмы, если речь идет о мальчиках, или «мыльные оперы», если мы говорим о девочках. Человек с синдромом Аспергера может решить, что действия, показанные в порнографических материалах, могут служить «сценарием» того, что нужно говорить или делать на свидании, но это недопонимание способно привести к обвинениям в домогательствах. Такие обвинения чаще всего связаны с неприемлемым поведением, чем с насильственными или агрессивными действиями сексуального характера. Девушки с синдромом Аспергера могут использовать фильмы и телевизионные передачи в качестве источника знаний об отношениях и не способны осознать, что сериалы не совсем верно отражают начало и развитие отношений в реальной жизни.

Клинические исследования демонстрируют, что непопулярные девочки с синдромом Аспергера, которых не принимают ни в какие компании, после физических изменений, произошедших в период полового созревания, польщены вниманием со стороны мальчиков. Из-за своей наивности девочка может не осознать, что их интерес носит сексуальный характер, а вовсе не является стремлением просто общаться с ней и проводить время в ее компании. У нее может не оказаться подруг, которые проводили бы ее на первое свидание или дали бы совет по поводу правил социального и сексуального поведения. У ее родителей могут возникнуть сильные опасения в связи с ее уязвимостью перед негативным сексуальным опытом и возможным изнасилованием во время свидания.

Продолжительные отношения

В отношениях присутствует переход от знакомства к партнерству. Людям с синдромом Аспергера может быть сложно справиться с каждой ступенью этого перехода. Чтобы перейти из друзей в статус партнера, подростку или молодому человеку с синдромом Аспергера нужно понять искусство флирта, чтобы аккуратно считывать сигналы взаимной симпатии и не теряться во время свиданий. Люди с синдромом Аспергера не понимают этого интуитивно. Такие подростки и молодые люди часто спрашивают меня: «Как мне найти себе парня/девушку?» И на этот вопрос нелегко ответить. Одной из трудностей может стать правильная интерпретация чьих-то намерений. Простое выражение доброты или сочувствия могут восприниматься гораздо серьезнее, чем было задумано. Мне приходилось объяснять мужчинам с синдромом Аспергера, что улыбка и внимание со стороны женщин-стюардесс — это просто знаки вежливости, а не желание завязать отношения.

Несмотря на проблемы в сфере отношений, которые есть у большинства людей с синдромом Аспергера, некоторые из них могут развивать их и заводить романтические и интимные связи, даже вступать в брак. Для достижения такого уровня отношений партнерам нужно изначально подмечать привлекательные качества друг друга. Что же привлекательного можно найти в молодом человеке с синдромом Аспергера?

Привлекательные качества людей с синдромом Аспергера

Мужчины с синдромом Аспергера могут обладать большим рядом качеств, привлекательных для будущего партнера. Когда я провожу консультации пар, в которых у одного или обоих партнеров есть характерные черты или диагноз «синдром Аспергера», я часто спрашиваю нейротипичного партнера: «Какими качествами Ваш партнер привлек Вас при первой встрече?» Многие женщины описывают, что партнер с синдромом Аспергера первоначально произвел на них впечатление человека доброго, внимательного, но социально или эмоционально незрелого. Термином «молчаливый красивый незнакомец» часто описывают каждого, кто кажется относительно тихим и симпатичным. Внешность и проявленное внимание могут стать очень важными, особенно если у женщины есть сомнения по поводу собственной самооценки и физической привлекательности. Недостаток социальных навыков и навыков ведения беседы приводят к формированию имиджа «таинственного незнакомца», чью наивность и незрелость партнер может компенсировать, становясь для него экспертом по эмпатии, социализации и общению.

Я заметил, что партнеры многих мужчин, а иногда и женщин, с синдромом Аспергера, находятся на другом конце социального и эмпатического спектра. Они на интуитивном уровне являются экспертами в «модели психического» (понимании чужого сознания), то есть понимают и сочувствуют переживаниям других людей. Они обладают даром видения мира таким, каким он представляется людям с синдромом Аспергера, в гораздо большей степени, чем люди со средними способностями к сопереживанию. Будучи понимающими и сочувствующими, они помогают своему партнеру справиться с трудностями в социальных ситуациях. Несомненно, взрослые с синдромом Аспергера нуждаются в подобных характерных чертах и желают видеть их в потенциальном партнере. Он или она будут активно искать кого-нибудь, обладающего интуитивными социальными навыками, того, кто станет объяснять для них социальные ситуации, обучать их и заботиться о них. Однако в то время как социально одаренный и сочувствующий партнер может понимать переживания человека с синдромом Аспергера, тот будет испытывать значительные трудности в понимании своего нейротипичного партнера.

Интеллектуальные способности, своя карьера и повышенная внимательность к партнеру во время ухаживания могут повысить привлекательность человека с синдромом Аспергера. Иногда, правда, эта внимательность может восприниматься другими как чрезмерная, а слова и действия будут казаться словно бы заученными из голливудских романтических фильмов. Человеком могут восхищаться за его прямолинейность, даже если его комментарии задевают других людей, из-за его сильного стремления к социальной справедливости и четких моральных принципов. Тот факт, что он может вовсе не быть «мачо» или не стремится проводить время с другими мужчинами на спортивных матчах, также может быть очень привлекателен в глазах некоторых женщин. И то, что человек с синдромом Аспергера довольно поздно вступил в отношения, тоже может быть плюсом. У него может не быть «багажа» предыдущих отношений. Я также слышал, как многие женщины говорили, что партнер с синдромом Аспергера напоминает им их отца. То, что они выросли с родителем с чертами синдрома Аспергера, тоже могло повлиять на их выбор партнера в зрелом возрасте.

Какие же черты мужчины считают привлекательными у женщин с синдромом Аспергера? Они могут быть схожими с теми, которые женщины находят привлекательными в мужчинах с синдромом Аспергера, особенно степень их внимательности. Социальная незрелость женщины может привлечь мужчин, склонных к опеке и состраданию. Они могут восхищаться ее красотой или талантами и способностями. К сожалению, женщинам (а иногда и мужчинам) с синдромом Аспергера трудно оценить характер человека и понять, когда отношения становятся «опасными». Такие женщины часто обладают низкой самооценкой, что влияет на их выбор партнера для отношений. Они могут стать жертвами разных форм насилия. Как объясняла мне одна женщина с синдромом Аспергера: «У меня были заниженные ожидания, и в результате я тянулась к людям, склонным к насилию».

Стратегии по улучшению навыков развития отношений

Людям с синдромом Аспергера потребуется помощь в развитии отношений на каждом их этапе, а возможно, и в течение всей жизни. Детям младшего возраста понадобится помощь логопеда для улучшения навыков ведения разговора, а с навыками по установлению дружеских отношений в школьные годы поможет педагог или психолог. Развитие таких навыков должно стать приоритетом для образовательного учреждения, поддерживающего ребенка с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом, так как позитивный опыт дружеского общения повысит самооценку, поможет избежать издевательств со стороны одноклассников, заложит основы для развития дружеских отношений в будущем и улучшит способности к работе в команде для более успешного трудоустройства.

Подросткам понадобится правдивая информация по поводу привлекательности, ухаживаний и сексуальности. В то время как такая информация легко доступна для обычных подростков (чаще всего от родителей, друзей и собственного опыта) у подростков с синдромом Аспергера могут возникнуть трудности в ее получении. Отсутствие помощи от сверстников, информирования от взрослых и практики будет препятствовать приобретению навыков развития отношений. К счастью, теперь у нас есть специальные программы по информированию об отношениях и сексуальности, разработанные специально для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера, предусматривающие возможность получить совет у сверстника с таким же синдромом. Некоторые врачи и терапевты Австралии разрабатывают материалы по обучению навыкам развития отношений для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера. Подобное обучение будет включать все, начиная с правил поведения на свиданиях и чувства стиля и заканчивая способами распознавания и избегания опасных партнеров. Ценной стратегией здесь может стать встреча социально восприимчивых друзей или родственников с потенциальным партнером, чтобы определить, является ли он хорошим человеком, до завязывания отношений.

Молодым людям понадобится поддержка и создание возможностей для новых знакомств. Здесь можно предложить заняться каким-то делом или вступить в группу по интересам, связанную с их собственным особым увлечением, например, принять участие в собраниях фанатов «Звездного пути» или «Доктора кто», или применить свои таланты, скажем, к уходу за животными, и вступить в группу защиты животных. Возможности завести новых друзей есть и на общественных мероприятиях, таких как местный хор или образовательные курсы для взрослых. Местные группы поддержки родителей детей с синдромом Аспергера основали также группы поддержки для молодых людей с этим синдромом. В таком случае специалисты могут прийти на группу и провести групповую дискуссию или дать советы. Такие группы могут дать возможность для развития отношений между членами группы. Об отношениях, возникшими между Джерри и Мэри, двумя людьми с синдромом Аспергера, которые встретились на группе поддержки в Лос-Анджелесе, написана книга и снят фильм («Без ума от любви»). Некоторые люди с синдромом Аспергера используют Интернет и брачные агентства, чтобы познакомиться с кем-нибудь, но этот способ знакомств может также быть использован и опасными партнерами, поэтому нужно учитывать большой риск при использовании этой стратегии для знакомства.

Я заметил, что у взрослых, имевших выраженные признаки аутизма в детстве (значительная задержка речи, трудности в обучении, избегание социальных ситуаций), но в более позднем возрасте прогрессировавших до высокофункционального аутизма, гораздо меньше желания развивать долгосрочные отношения. Вероятнее, они будут довольствоваться одиночеством и не станут поддерживать сексуальные отношения, предпочитая поверхностные знакомства дружбе. Чувство собственной идентичности и самооценки у таких людей достигается за счет успешной карьеры и независимой жизни. Темпл Грандин — хороший тому пример. Некоторые взрослые с синдромом Аспергера также решают не строить близких отношений по причинам, кажущимся логичными с учетом черт, характерных для этого синдрома.

Дженнифер объясняет свое решение так: «Как я могу жить в одном доме с человеком, который может трогать мою коллекцию моделей аэропланов?» И так: «Модели аэропланов не хотят, чтобы их конструировал кто-то другой, пусть и более привлекательный или менее зависимый». При этом она вполне удовлетворена своей жизнью. Она утверждает: «Я могу вас уверить, что влюбленность и специальные интересы дают примерно одни и те же ощущения». Для некоторых людей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом отказ от романтических отношений может стать правильным выбором, если они с удовольствием и полностью посвящают себя своим особым интересам, таким как фотографирование дикой природы или карьера в сфере информационных технологий. Они не соответствуют культурным штампам о том, что только с помощью вступления в брак и долгосрочных отношений можно достичь счастья.

Перспективы будущих исследований

Мы знаем, что люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в развитии отношений, но у нас недостаточно исследований, которые снабдили бы нас качественными и количественными данными об их способностях к развитию отношений, обстоятельствах и опыте. Недавно вышло исследование о способности к поддержанию дружбы у детей с синдромом Аспергера, но о подростковых отношениях и сексуальности исследований очень мало. Доктор Изабель Эно из Монреаля вместе со мной проводит исследование касательно сексуального профиля людей с синдромом Аспергера, и предварительные результаты показывают, что этот профиль отличается от профиля обычных людей в связи с меньшим сексуальным опытом, хотя сексуальный интерес развивается у них в тот же период, что и у их сверстников-подростков. Также у них может присутствовать более спокойное отношение к сексуальному разнообразию, такому как гомосексуальность и бисексуальность, и богатая сексуальная фантазия. Они могут быть менее озабочены возрастом и культурными отличиями партнера. Тем не менее, необходимо проводить дальнейшие исследования, и база данных Интерактивной Сети Аутизма может быть полезной в плане предоставления информации о романтических отношениях подростков и молодых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

Спасибо Тамаре Соломатиной за перевод.