10.07.15

Вопрос-ответ. Как использовать сильные стороны ребенка с аутизмом в обучении?

Рекомендации по включению интересов и уже существующих навыков ребенка в его программу развития

Источник: Different Roads to Learning

 

deficit

 

Одна из трудностей, с которыми я сталкиваюсь как коррекционный педагог, состоит в том, что моя работа часто сосредоточена только на дефицитах в развитии ребенка. Я постоянно должна сообщать о том, в чем мои ученики отстают от сверстников. После тестирования ученика я по закону обязана раз в квартал сообщать о прогрессе по его индивидуальному образовательному плану, который должен приблизить ребенка к уровню его класса.

Все эти требования важны, чтобы помочь моим ученикам добиться прогресса, но также они игнорируют их сильные стороны. В индивидуальных планах не остается места для тех навыков, в которых ученик хорош, и в них редко описывается, как поощрять эти навыки у ребенка. В долгосрочной перспективе это означает, что мы не уделяем внимания сильным сторонам ребенка, и это усиливает его скуку и недовольство школой и мешает ему подготовиться к подходящей карьере.

Ученики общеобразовательных классов, как правило, имеют много возможностей для развития своих сильных сторон, поскольку у них больше свободного времени, в их расписании нет различных терапевтических занятий, и у них есть доступ к дополнительному обучению и кружкам, которые могут быть недоступны детям в коррекционном образовании. Так что же мы, родители и учителя детей в коррекционном образовании, можем сделать по этому поводу?

Выделите время, чтобы обсудить развитие сильных сторон ученика. Родители и педагоги должны вместе ответить на такие вопросы как: К каким занятиям у ребенка есть естественная склонность? Что мы можем сделать, чтобы поощрять и расширять эти занятия? Какие существуют внешкольные кружки и курсы, связанные с этими занятиями? Какие социальные и учебные навыки необходимы для развития этой сильной стороны?

Подумайте о внешкольных занятиях. Есть ли возможность добавить одно занятие музыкой раз в неделю? Или уменьшить объем терапевтических занятий в неделю на час, чтобы добавить тренировку в спортивной команде? Есть ли возможность получить помощь, чтобы ученик смог заниматься на курсах компьютерного дизайна?

Включайте сильные стороны в индивидуальную программу. В индивидуальной программе, как правило, есть цели по развитию социальных навыков. Подумайте о том, как включить те цели, которые важны в контексте сильных сторон ребенка. Например, представим, что ученик очень увлечен цифровыми фотоаппаратами. Его можно записать в кружок фотографии и связать его цели по социальным навыкам с этим кружком. Например, цель может звучать так: «Ученик сможет принять обратную связь по фотографии и сам сможет дать обратную связь в 4 случаях из 5» или «Ученик сможет работать в группе из 3-4 детей, делая снимки на заданную тему». Когда вы решаете, как обучать ребенка, очень важно выбирать те цели, которые связаны с интересами и сильными сторонами ученика, особенно если в будущем это может помочь в его трудовой занятости.

Найдите наставника. Попробуйте найти учеников старших классов или студентов с похожими интересами, которые могут стать репетиторами/наставниками в данной области. Поспрашивайте знакомых — может быть, у них есть друзья или родственники в той профессиональной области, которая может быть интересна ученику, и возможно, они смогут организовать для него экскурсию или ознакомительную стажировку на рабочем месте. Если такого наставника нет в вашем регионе, не исключено, что вы сможете организовать с ним удаленный видеочат.

В долгосрочной перспективе для детей в коррекционном образовании очень важно, чтобы мы как можно больше внимания уделяли их сильным сторонам и поощряли их развитие.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».