Вот несколько идей для специалистов и членов семьи, которые могут помочь улучшить стиль взаимодействия и межличностную коммуникацию с людьми, у которых есть расстройство аутистического спектра (РАС).
Избегайте слов, которые содержат вашу личную интерпретацию поведения. Например, «агрессия» подразумевает желание причинить вред другому человеку. Некоторые люди с РАС проявляют опасное поведение. Иногда они причиняют вред себе или другим людям. Однако невозможно доказать, действительно ли человек хотел причинить при этом вред или нет.
Если речь идет о ком-то старше двух лет, то не говорите, что он «капризничает». Капризы подразумевают избалованного ребенка, который пытается добиться своего. Скорее можно говорить об эмоциональном взрыве — экстремальных выражениях эмоций или способе донести сильные эмоции.
Вместо психиатрических ярлыков старайтесь описывать поведение рационально и точно. Это улучшит взаимопонимание с другими специалистами, которые работают с этим ребенком, а также с родителями и членами семьи. Кроме того, это позволит избежать ситуации, когда в обсуждениях и «на бумаге» человек выглядит хуже, чем в реальной жизни. Будьте предельно осторожны в том, что вы пишете или говорите о человеке и убедитесь, что эти описания точны, в них нет ваших личных оценок или осуждения, и их легко подтвердить конкретными событиями.
Аутизм — это инвалидность, которая приводит к «отчуждению» человека от окружающих. Если мы говорим о людях с РАС так, как будто их здесь нет, то разве мы сами не отчуждаем их еще больше? Мы ведь не поступаем так в отношении детей и взрослых без инвалидности. Представьте свою реакцию, если ваши коллеги или члены семьи начнут так же обсуждать вас!
Если есть информация о человеке с аутизмом, которой необходимо поделиться с другими людьми, то необходимо это сделать, когда человека нет рядом или он не может вас слышать. Если это невозможно, то говорите так, чтобы включить самого человека в ваш разговор, даже если кажется, что он его не понимает. Вы можете сказать что-то вроде: «Ахмед, давай расскажем миссис Смит, как сегодня прошел урок математики».
При этом положительные комментарии и комплименты следует адресовать самому человеку, а не другим людям. Например, не рассказывайте кому-то еще, как Дастин хорошо справился, и как вы им гордитесь, скажите это Дастину в присутствии другого слушателя.
Вместо того, чтобы сказать: «Джошуа, что ты должен делать прямо сейчас? Что делают все остальные? Что сейчас пора делать?», вы можете сказать: «Джошуа, сейчас будет урок музыки. Садись за стол». Если Джошуа явно беспокоит, что кто-то сильно шумит, то не стоит говорить: «Джошуа, в чем дело? О чем ты должен попросить Майка? Что тебя беспокоит?» Вместо этого скажите Джошуа, что он должен сделать. Например: «Джошуа, скажи Майку “Пожалуйста, не шуми”». Инструкции приведут к более эффективным результатам, чем вопросы.
Если человеку трудно понять, что было сказано, невербальная информация может лишь затруднить понимание. Если вы начнете смотреть в глаза, приближаться к человеку, то это может лишь отвлечь его. Дополнительная информация без паузы может лишь привести к замешательству и недовольству тем, что предыдущая информация была утеряна.
Каждый раз, когда вы говорите, ждите какого-либо ответа (не обязательно с помощью речи), прежде чем повторяться. Нам важно научить детей с РАС внимательно прислушиваться к чужой речи каждый раз, когда она направлена на них. Мы хотим предоставить им достаточно времени для ответа, во время которого они не будут чувствовать давления и тревоги. И мы хотим научить их, что если кто-то говорит с ними, то им нужно дать какой-то ответ, чтобы другой человек понял, что его услышали.
Идея в том, что Кристофер должен научиться, что если к нему обращаются с устной просьбой, то мы ждем какого-то ответа, и если ему нужна помощь, то мы ее предоставим. Когда вы повторяете просьбу снова и снова, то он учится игнорировать то, что говорят другие люди. Человек с РАС может научиться «отключаться» от чужой речи. Тому, как отвечать на обычные повседневные инструкции можно и нужно систематически обучать в рамках той или иной терапии.
Можно предположить, что когда один говорящий стоит рядом, а второй на расстоянии, то людям с РАС еще труднее разделить внимание между ними. Вместо того, чтобы говорить одновременно, повторять или говорить что-то еще, помощник или член семьи может использовать физическую помощь, другие виды подсказок, визуальную поддержку или жесты, чтобы помочь человеку лучше понять чужие слова.
Это можно проиллюстрировать следующим примером: у Джоуи РАС. Стив (одноклассник Джоуи) спрашивает у Джоуи, что у него на обед. Когда Джоуи не отвечает, Мэри говорит Джоуи: «Джоуи, Стив задал тебе вопрос. Почему бы тебе не рассказать, что у тебя на обед?» Джоуи не отвечает. Стив начинает говорить с Мэри.
В данном случае Джоуи понял, что если с ним говорят, то отвечать за него будет Мэри. Так он не научится отвечать сам, когда к нему обращаются. Одновременно Стив учится не ждать ответа от Джоуи. В будущем он будет обращаться только к Мэри.
Вместо того, чтобы использовать вопросы, Мэри нужно было помочь Джоуи ответить. Например, помочь указать на что-то или физически подсказать открыть контейнер с обедом, чтобы показать его Стиву. Постепенно физические и визуальные подсказки можно уменьшить, когда Джоуи поймет, что делать для ответа на коммуникацию.
Если физические подсказки невозможны, то специалист или член семьи могут подождать, чтобы дать возможность для ответа, а затем смоделировать, что человек может сделать или сказать. Например, в данном примере Мэри могла бы сказать: «Стив, мне кажется, Джоуи хотел бы сказать тебе…» или другую фразу, которая бы включила Джоуи в ответ.
Хотя это невозможно каждый раз, когда ровесник обращается к ребенку с РАС, лучше стараться использовать эту технику всегда, когда это возможно.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…