Планшеты и другие электронные устройства могут быть прекрасными инструментами для людей с аутизмом. Вот несколько советов, которые могут помочь лучше использовать потенциал вспомогательных электронных технологий в различных аспектах жизни.
Существуют различные мобильные приложения, которые могут стать альтернативным способом коммуникации и помочь в развитии речи. Очень часто семьи или педагоги в первую очередь интересуются тем, как помочь детям или подросткам с ограниченной речью начать говорить с помощью устройства.
Существующие данные говорят о том, что, если человек начнет использовать приложение для коммуникации, это может помочь ему начать говорить самому. Часто такие устройства рекомендуются людям, у которых есть серьезные трудности в развитии устной речи. Мы рекомендуем сотрудничать с логопедом, чтобы разработать план по применению вспомогательной технологии для конкретного человека. Вот несколько общих рекомендаций, которые важно учитывать:
Для людей с начальным уровнем языкового развития рекомендуется приложение с большим количеством изображений, либо приложение, в которое можно загружать изображения самостоятельно – в некоторых приложениях вы загружаете собственные фотографии с устройства. Нужно приложение, которое озвучивает слова, когда вы нажимаете на картинку. Желательно, чтобы вы могли сами выбирать, сколько изображений будут показываться на экране одновременно, а также могли бы сделать свою собственную систему деления картинок на категории.
Шаг 1
Начните моделировать то, как пользоваться устройством! Когда ребенок что-то хочет, достаньте устройство и прикоснитесь к картинке, чтобы устройство озвучило соответствующее слово. После этого повторите слово сами, а потом дайте ребенку то, что он попросил. Например, если ребенок тянется к кусочку пиццы, нажмите на картинку с пиццей на устройстве. Когда устройство озвучит слово «пицца», скажите «пицца» и передайте пиццу.
Шаг 2
Если ребенок сказал нужное слово или хотя бы попытался повторить его, обязательно тут же наградите его! Например, в приведенном выше примере, если ребенок попытался сказать «п», когда он хотел пиццу, или повторил слово за устройством. Если ребенок хоть как-то попытался использовать устную речь, обязательно тут же дайте ему то, что он хочет (например, пиццу) и постарайтесь дополнительно поощрить его.
Шаг 3
Обязательно награждайте ребенка за любые попытки использовать устройство для просьбы! Если он нажал на изображение, дайте ему то, что он попросил, даже если вы не уверены, что это то, что он действительно хочет. Так вы поможете ребенку научиться связывать различные изображения и предметы.
На первых порах достаточно разместить на устройстве только одно или два изображения до тех пор, пока ребенок не привыкнет нажимать на них в качестве просьбы. В большинстве приложений можно уменьшать и увеличивать количество изображений на экране.
Если планшет или другое устройство используется для коммуникации, то вы должны гарантировать, что он всегда находится у ребенка или взрослого. В этой ситуации забрать планшет – это то же самое, что лишить человека его голоса.
Освоение просьб с помощью устройства – это только начало! После того, как ребенок освоил базовые принципы, ему нужно целенаправленное обучение, в идеале с помощью логопеда или другого специалиста, тому, как поддерживать беседу с помощью устройства.
Планшет или другое устройство можно использовать для составления расписания для ребенка или подсказок о порядке выполнения каких-то действий. Устройства помогают людям с аутизмом придерживаться распорядка дня или выполнять задачи из нескольких шагов.
Существуют различные приложения для составления списков дел, расписания на день или для визуальной поддержки. Выбор конкретного приложения зависит от потребностей или занятий конкретного человека.
Шаг 1
Запишите расписание в приложении, установив в настройках всплывающие и звуковые напоминания о переходе к следующей задаче или занятию.
Шаг 2
Записывайте в приложении отдельные шаги, о которых часто забывает ребенок с аутизмом, например, для чистки зубов, сборов на улицу и так далее. Используйте изображения для каждого шага. Старайтесь, чтобы ребенок мог полностью независимо следовать расписанию в устройстве.
Шаг 3
Используйте визуальное расписание, чтобы помочь установить стабильный распорядок вечером. Например, после школы можно перекусить, затем делать уроки, потом поиграть во дворе. Используйте изображения того, что нужно сделать сначала, а что потом, чтобы помочь ребенку сосредоточиться.
Для многих детей с аутизмом планшеты и смартфоны – это очень желанная награда и источник высокой мотивации. Можно использовать это как возможность для обучения новым навыкам.
Попробуйте найти игру, которая вызовет у ребенка наибольший интерес!
Шаг 1
Выберите поведение, которое вы хотите поощрить, и которое соответствует уровню навыков ребенка. Это может быть что-то простое, например, хорошо себя вести, играя с младшим братом, или самостоятельно собрать портфель в школу.
Шаг 2
Опишите конкретные маленькие шаги желательного поведения, которое вы можете поощрить. Например, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел рядом с младшим братом, то вы можете награждать ребенка за каждую минуту игры без агрессивного или другого нежелательного поведения. Со временем увеличьте требования – две минуты без агрессивного поведения, потом пять минут без агрессивного поведения, после чего он может получить устройство. Если вы выбрали такое поведение как сборы в школу, то поначалу вы можете помогать ребенку с большинством шагов и отдавать ему устройство, если он самостоятельно выполнит самый последний шаг. Если он начнет справляться с этим каждый раз, то начинайте награждать самостоятельное выполнение двух последних шагов и так далее.
Шаг 3
Убедитесь, что вы применяете поощрение последовательно. Выбранный шаг или поведение каждый раз должны приводить к получению награды. Помните, что в любое другое время у ребенка не должно быть доступа к награде, или же она потеряет свою ценность, и ребенок лишь запутается в ваших требованиях. С течением времени добавляйте другие виды поведения, за которые ребенок может заработать время для игр с устройством.
Поведенческий аналитик или педагог, который знаком с прикладным анализом поведения, может помочь вам определить подходящее целевое поведение и разработать оптимальную систему вознаграждения.
Возможно, вам понадобится таймер, чтобы установить для ребенка, как долго он может играть с мобильным устройством.
1. Тщательно оцените, насколько та или иная технология подходит конкретному человеку. Как и любое другое вмешательство при аутизме, применение мобильных приложений и технологий в целом должно быть индивидуальным, готовых рекомендаций для всех и каждого в этой области нет. Обязательно записывайте данные о том, насколько эффективно для ребенка то или иное приложение.
2. Помните, что любая технология может оказаться недоступной, например, планшет может внезапно сломаться. Важно подготовить ребенка или взрослого к такой ситуации – разработайте альтернативные стратегии, время от времени тренируйтесь вместе, как вы можете обойтись без электронного устройства, чтобы отсутствие возможности для подзарядки не превратилось в катастрофу.
3. Следите за безопасностью и социально уместным использованием устройства. Приложения могут позволять пользователям переходить на рекламные ссылки, делать покупки, общаться с другими людьми. Если устройство или приложение связаны с выходом в Интернет, то важно тщательно следить за тем, как ребенок их использует, или же полностью ограничить доступ к wi-fi.
4. Обратите внимание, что всегда важно учить ребенка пользоваться устройством полностью самостоятельно, в противном случае, в применении приложения нет особого смысла. Это значит, что если ребенок или взрослый начали пользоваться электронным устройством, чтобы облегчить себе жизнь, то их нужно учить различным дополнительным навыкам – как своевременно заряжать свое устройство, как самостоятельно устанавливать будильники и напоминания, как самостоятельно открывать и использовать приложение для коммуникации. В наше время мы все больше используем мобильные технологии для организации своей жизни, поэтому совершенно нормально, если дети с аутизмом тоже будут этому учиться.
5. Не применяйте технологии только ради того, чтобы применять технологии. Если приложение или мобильное устройство не помогают улучшить поведение и жизнь человека в целом, то нет никаких причин его использовать. Нет «правила» о том, что ребенку с аутизмом обязательно нужен планшет с какими-то специальными приложениями. Как и при любом методе помощи, вмешательства с помощью технологий должны быть иметь четкую цель, тщательно планироваться и применяться систематически.
Планшеты могут помочь в развитии речевых навыков у детей с аутизмом
Что делать, если ребенок с аутизмом «застревает» на электронных устройствах
Что делать, если ребенок с аутизмом не говорит
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…