28.03.13

Вопрос-ответ. Как оборудовать игровую площадку для детей с аутизмом?

Как спроектировать детскую площадку с учетом сенсорных особенностей детей с аутизмом

Перевод: Анна Зоркова, при поддержке волонтерской группы “Особые переводы”
Автор: Мара Каплан / Mara Kaplan
Источник:

Если вы приступили к созданию проекта игровой площадки для инклюзии детей с аутизмом, вам, прежде всего, нужно принять во внимание то, что аутизм представляет собой целый спектр расстройств, отличающихся, в том числе, степенью выраженности. Каждый ребенок индивидуален. В спектре аутизма также существуют самостоятельные диагнозы, среди которых синдром Аспергера и первазивное нарушение развития. Некоторые исследователи относят к расстройствам аутистического спектра СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Несмотря на ощутимые различия, у всех людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, есть одно существенное сходство. 95% из них имеют нарушения обработки сенсорной информации.

playground

Доктор Джин Айрис, основоположник теории дисфункции сенсорной интеграции и разработчик терапии сенсорной интеграции, подчеркивает важность развития у ребенка трех видов ощущений:

– тактильные (осязание);

– вестибулярные (ощущение движения и гравитация);

– проприоцептивные (чувство того, как работает наше тело, ощущения от мышц и суставов).

Люди, страдающие нарушениями сенсорной интеграции, могут слишком остро воспринимать одни ощущения и практически не реагировать на другие. Это нарушение по-разному проявляется, в том числе, и у детей с аутизмом.

Естественно, каждый ребенок индивидуален, и дети с аутизмом, как и все остальные, по-разному реагируют и получают удовольствие от самых разных видов деятельности, доступных на игровой площадке. Тем не менее, если вы проектируете площадку, которой будут пользоваться, в том числе, дети с аутизмом, вам стоит принять во внимание их потребности в трех видах ощущений, обозначенных выше. Таким образом, в проекте детской площадки, предназначенной для инклюзии детей с аутизмом, должны быть учтены следующие нюансы:

1. Площадка должна быть надежно огорожена. Если ребенок, испытав чрезмерную стимуляцию, попытается убежать, он не сможет это сделать.

Мара Каплан — педагог, сторонник инклюзии в области игровой деятельности и мать ребенка с особенностями развития. За ее плечами 15-летний опыт проектирования и разработки игрушек и игрового пространства. В настоящее время Мара управляет собственной консалтинговой фирмой «Пусть дети играют», где она разрабатывает доступные игровые площадки, пишет отзывы и рекомендации к игрушкам, проводит оценку и разрабатывает универсальный дизайн оборудования для игр. Мара также с удовольствием делится своим опытом в области игр и игрушек.

2. На площадке должно быть много зелени. Недавние исследования Университета Иллинойса показали, что прогулки на природе помогают детям с СДВГ дольше удерживать внимание.

3. Дети, которым нравятся ощущения от прыжков с высоты или падения на землю зачастую лишены чувства осторожности и могут подняться довольно высоко. Они не могут оценить, насколько это бывает опасно. Поэтому очень важно, чтобы на площадке было защитное покрытие, смягчающее удары.

4. На такой площадке должен быть тихий уголок, куда ребенок может пойти, чтобы отдохнуть от чрезмерной сенсорной стимуляции. Это может быть тихое место среди кустов и деревьев, или специальный детский домик.

5. Объекты на детской площадке должны быть расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы играющие дети не мешали друг другу.

6. По периметру площадки стоит расположить всевозможные конструкции для лазания и качели. Это полезно для вестибулярной и проприоцептивной системы.

playground06

7. На площадке должны быть объекты, на которых можно висеть: турники, перекладины и т.д. Такие ощущения оказывают положительное влияние на мышцы и суставы, что способствует развитию проприоцептивной системы.

8. Родители, воспитывающие аутичных детей, часто говорят о том, что их дети любят скользить и кататься с горок. Поэтому на площадке важно установить несколько видов горок, так как разные горки стимулируют разные виды ощущений и подают разные сенсорные сигналы.

9. Многим детям нравятся тактильные ощущения, которые дает вода и песок. Установите на площадке большую песочницу, где ребенок сможет полностью зарыться в песок. Его вес успокаивает многих детей.

10. У ребенка должна быть возможность какое-то время поиграть в одиночестве, не отделяясь при этом от коллектива. Эту потребность может удовлетворить наличие баскетбольного кольца или площадки для игры в классики.

11. Многие аутичные дети любят находиться в замкнутом пространстве. Для удовлетворения этой потребности подойдут разнообразные тоннели и лабиринты. В стенах обязательно должно быть достаточно отверстий, чтобы родители или воспитатели могли наблюдать за ребенком.

Вот и все основные идеи для проекта игровой площадки для детей с аутизмом. Очень важно, чтобы в ее проектировании принимали участие все члены вашей инициативной группы. В подготовке проекта нужно учесть мнение: родителей (это самое важное), специалистов по оккупационной терапии, специалистов по сенсорной интеграции и физиотерапевтов. Вы также можете привлечь несколько детей с аутизмом, которые внесут свой вклад в разработку проекта, так как они и являются той целевой группой, для которой строится эта площадка.
Если еще на стадии разработки детской площадки будут учтены потребности детей с ограниченными возможностями, в конечном счете вы получите уникальную площадку, которая будет доступна и интересна всем детям.

Особая благодарность Анне Зорковой и группе “Особые переводы” за предоставленную возможность опубликовать этот материал.