07.08.13

Исследование. Дети с аутизмом пишут слишком крупными и неровными буквами

Исследователи определили, как проблемы с моторикой при аутизме приводят к трудностям с письмом

Автор: Лора Геггел / Laura Geggel
Перевод: Тамара Соломатина
Источник: Simons Foundation

 

handwriting

 

Каллиграфы обладают особой манерой письма и, по всей видимости, люди с аутизмом тоже. Новое исследование, опубликованное 28 июня в журнале «Исследования нарушений развития» (Research in Developmental Disabilities), показывает, что дети с аутизмом предпочитают писать очень большими и широкими письменными буквами, что может указывать на сложности с мелкой моторикой.

В процессе письма наклон и размер букв в почерке этих детей всё время меняются. Возможно, это объясняется тем, что они пишут быстрее, чем их сверстники, и затрачивают на это больше энергии.

Около 80% детей с аутизмом испытывают проблемы с навыками крупной моторики, такими как бег или бросание мяча. У многих из них также вызывают затруднения задания, требующие использования мелкой моторики, такие как вырезание ножницами или разборчивое письмо — сложный навык, для которого необходима одновременная работа зрительного восприятия, моторики и памяти.

Крупный почерк или макрография встречается не только у людей с аутизмом. Взрослые с повреждениями мозжечка или болезнями Паркинсона и Хантингтона (расстройства, которые затрагивают отделы мозга, отвечающие за планирование движений) также пишут крупными буквами.

В новом исследовании специалисты попросили 26 детей с высокофункциональным аутизмом и 17 детей из контрольной группы в возрасте от 8 до 13 лет, написать письменную маленькую английскую «л» («l») четыре раза на экране электронного планшета.

Они выяснили, что буквы «л», написанные детьми с аутизмом, в среднем на 1 сантиметр выше и на 4 сантиметра шире, чем те, что были написаны контрольной группой. Дети с аутизмом также испытывали сложности, ловя и бросая мяч, и показали низкий уровень в тестах на ловкость и равновесие.

Эти результаты позволяют предполагать, что макрография связана с проблемами моторных навыков и трудностями координации между руками и глазами, а не с возрастом или уровнем интеллекта, что подтверждается и результатами предыдущих исследований.

Дети с аутизмом также производили больше шума в процессе письма, чем контрольная группа, что указывает на большие затраты энергии на мышечные движения в пальцах и запястьях.

Исследователи упоминают два способа, которые помогают улучшить почерк у детей с аутизмом: демонстрация визуального образца для письма и исправление осанки.

Комментарий Любовь Николаевны Ененковой, дефектолога, специалиста по сенсорной интеграции, эксперта Фонда «Выход»:

Эта проблема связана не столько с мелкой моторикой, сколько с распределением мышечного тонуса и проприоцепцией. Мелкая моторика в данном случае — это удержание ручки или карандаша, а то, что дети затрачивают на письмо больше энергии, это как раз проблема распределения мышечного тонуса. Крупными буквами легче писать — не приходится так сильно напрягаться по поводу зрительно-моторной координации (попасть в строчку). Кроме того, движение всей рукой от плеча (как и пишут чаще всего дети с нарушениями обработки сенсорной информации) предполагает именно крупное письмо.

Здесь можно говорить и о зрительно-моторной памяти, когда учат букву и прописывают ее в воздухе. Понятно, что она в воздухе огромная, а вот двигательный паттерн остается в мозгу и если потом не тренировать навык в условиях разлинованного пространства, то почерк может так и прыгать. Не зря в СССР было несколько видов линовки тетрадей, не считая клеточки. И каждая линовка давалась на определенном этапе освоения письма. Сейчас же наступила вольница — пишем на планшете, на доске, в альбоме — там линовки нет. В вальфдорских школах линуют альбомный лист, но там придерживаются алгоритма линовки от широкой к уменьшению ширины полоски.

Под «демонстрацией визуального образца» может подразумеваться как образец в прописях, так и образец двигательного акта письма, как и куда вести рукой. Но для людей с аутизмом, на мой взгляд, это не работает. Они все-таки берут букву как символ и копируют ее гештальтом, то есть, целиком, а не частями. Именно вся буква целиком и дается в иностранных прописях, а на ней стрелочками помечаются направления для письма.

Спасибо Тамаре Соломатиной за перевод.
Share to Facebook
Share to LiveJournal