21.02.16

Вопрос-ответ. Что такое «функциональные навыки», и почему они важны в связи с аутизмом?

Поведенческий аналитик об очень важных, но часто забываемых целях помощи людям с аутизмом

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

 

functional01

 

Функциональный:

1. Имеющий специфическую цель, задачу или предназначенный для конкретной ситуации.

2. Созданный быть практичным и полезным.

Ранее я говорила о социальных навыках, и о том, что они обязательно должны входить в любую программу АВА-терапии для ребенка с аутизмом. Обучение ребенка с аутизмом не может быть полным, если вы не учите его справляться с социальными ситуациями. Помимо развития социальных навыков другая область обучения, о которой часто полностью забывают — это обучение функциональным навыкам.

Функциональные навыки — это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях. Очень часто детей с аутизмом нужно целенаправленно учить тем функциональным навыкам, которые другие дети сами быстро усваивают из окружающей среды. Функциональные навыки — это цели обучения, которые приемлемы для данного возраста, и которые имеют непосредственное отношение к жизни ребенка.

Возможно, вам уже приходилось работать с детьми, у которых было очень мало функциональных навыков, а то и не было их вовсе. Такие дети могут быть очень способными, дружелюбными, они могут много знать, но вне учебных ситуаций, они не могут разобраться с «правилами жизни». В столовой ребенок может встать и просто таращиться на других детей, потому что он не знает как спросить, можно ли сесть рядом с ними. Ребенок может скандалить и кричать после окончания перекуса, потому что он не знает, как попросить еще еды. Он может обнимать незнакомцев в общественных местах, потому что он не знает, как и когда нельзя прикасаться к другим людям. Нетрудно понять, почему нехватка функциональных навыков сразу же ставит детей с аутизмом в невыгодное положение дома, в школе и в общественном месте.

Цели по функциональным навыкам должны очень точно подходить к жизни конкретного человека. При выборе таких целей важно учитывать когнитивные способности, окружение и образ жизни семьи ребенка. Также важно говорить с членами семьи ребенка, чтобы понять, какие функциональные навыки они считают важными и ценными.

Без учета возраста человека, ценностей и образа жизни его семьи, а также без уважения его личного достоинства, обучение функциональным навыкам может проводиться совершенно неверно. Вот несколько примеров того, когда цели по функциональным навыкам завели в тупик:

— Цель по функциональным навыкам: Научить ребенка младшего дошкольного возраста правильно пользоваться столовыми приборами. Однажды я работала с маленьким ребенком из этнического меньшинства, которого учили есть вилкой в учебном центре. Его педагоги тратили уйму времени неделю за неделей, потому что результаты тестирования показали, что он не умеет есть вилкой. Однако в домашних условиях ребенок никогда не пользовался вилкой, потому что в его семье никто этого не делал, и еда, которая готовилась в семье, вилки не требовала. Коммуникация педагогов с семьей была недостаточной, так что они сами об этом не знали до тех пор, пока я не привлекла к этому их внимание. Для данного ребенка эта цель не была по-настоящему функциональной.

— Функциональная цель: Научить девочку в период полового созревания использовать средства женской гигиены. Многие родители начинают учить девочек с аутизмом подобным навыкам, когда появляются первые признаки полового созревания. Однако они не понимают, насколько сложным может оказаться обучение этому навыку. Практически неизбежно обучение оказывается трудным и выводит из себя всех участников. Используя те средства коммуникации, которые понятны ребенку, нужно начинать готовить девочку или мальчика к предстоящим изменениям в организме за годы до того, как им понадобятся такие навыки.

— Функциональная цель: Обучить навыкам досуга взрослого человека с когнитивными нарушениями. Недавно я работала с 42-летней женщиной с умеренными когнитивными нарушениями, чьим главным хобби был просмотр мультфильмов Nickelodeon, таких как «Губка Боб» или «Даша-путешественница». Раньше эта женщина все свое свободное время занималась причинением себе вреда, но благодаря интенсивному поведенческому плану специалистов она начала смотреть вместо этого телепередачи. Однако она смотрит только мультфильмы, которые не соответствуют ее возрасту, а просмотр телевизора все дни напролет как цель является неуважением к ее личному достоинству. Более подходящей функциональной целью могло бы стать обучение выпечке, рисованию, чтению несложных книг или садоводству.

Если обучение функциональным навыкам правильно и корректно включается в поведенческую программу, то это приносит ощутимую пользу человеку сразу по нескольким причинам:

— Уменьшение предвзятости со стороны окружающих.

— Возможное снижение риска травли/насмешек.

— Повышение качества жизни, личной удовлетворенности, самооценки.

— Облегчение социального взаимодействия в своей возрастной группе.

— Снижение нагрузки на родителей и других членов семьи, так как человек становится более самостоятельным.

— Посещение общественных мест становится легче.

— Человеку проще функционировать в различных ситуациях.

— Возможное развитие уместных интересов и снижение нежелательных интересов.

— Появление новых социальных возможностей среди ровесников.

— Чувство принадлежности благодаря общим интересам с ровесниками.

— Появление новых хобби и видов досуга.

— Человек может открыть у себя новые таланты и сильные стороны.

— Впоследствии навыки могут пригодиться при получении профессионального образования и трудоустройстве.

Если в вашей учебной программе нет функциональных целей, то я рекомендую вам пересмотреть ее, прежде чем приступать к обучению. Обучение функциональным навыкам нужно людям любого возраста, не только детям. Функциональные навыки — это те действия, которые человек или научится делать сам, или другие люди будут делать это ЗА него. Например, чистить зубы. Либо я могу сама их почистить, либо это придется делать кому-то другому. С этими навыками нет варианта «Это можно пропустить».

Вот несколько примеров целей по функциональным навыкам:

— Как делать покупки в магазине.

— Как сделать звонок в экстренную службу, и когда это нужно сделать.

— Использование туалета в общественных местах.

— Навыки, связанные с использованием туалета, особенно умение подтираться (этот навык часто пропускают).

— Как постирать одежду в стиральной машине.

— Что является уместным сексуальным поведением, а что не уместно.

— Как перейти улицу.

— Как сменить тему во время разговора.

— Что такое личное пространство, и как относиться к нему уважительно.

— Навыки гигиены, например, как нанести дезодорант.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».