Умение самостоятельно путешествовать и пользоваться транспортом – это навыки, которые большинство людей принимают как должное. Способность воспользоваться общественным транспортом – это первый шаг к трудоустройству, профессиональному образованию, социальным возможностям и поддержке.
Один молодой человек, которому я оказывал регулярную поддержку, тратил больше часа на поездку, которая должна была бы занять лишь 20 минут. Он выходил из поезда через пару остановок, ждал, потом садился на следующий поезд в том же направлении. Такая стратегия занимала больше времени, но это помогало ему снизить стресс, который он испытывал во время поездки.
Это лишь один пример того, как аутичные люди справляются со стрессом в общественном транспорте – некоторые из них создают собственные, креативные решения, другим нужна помощь от членов семьи или специалистов. В этой статье я хочу поговорить о некоторых основных проблемах и возможных решениях, с которыми я сталкивался на собственном опыте, когда помогал обеспечить доступ аутичных взрослых к общественному транспорту.
Один из самых распространенных методов поддержки аутичных людей – это увеличение структуры в повседневном занятии. Во время путешествия на автобусе или поезде, как правило, всегда есть определенная последовательность действий и расписание, на которое вы можете ориентироваться. Однако мы все прекрасно знаем – транспорт может задержаться, его могут отменить, что-то еще может пойти не так. Даже небольшие отклонения от ожидаемой структуры могут оказать резко негативное влияние на аутичного человека. Как правило, ему сложно справиться с неопределенностью, что приводит к росту тревожности: «Если нельзя гарантировать, что автобус придет вовремя, то что еще может пойти не так?»
Хотя структура очень важна, когда это возможно, лучше готовить человека к гибкости в том, что касается времени отправления транспорта и других аспектов. Планируйте определенный промежуток времени для ожидания транспорта, который включает возможную задержку, никогда не ориентируйтесь на время поминутно. Сейчас в телефонах есть приложения, в которых можно посмотреть время прихода транспорта с последней информацией от транспортной компании.
По моему опыту эти приложения очень помогают людям ощутить контроль над ситуацией и уменьшают тревожность – также они снимают необходимость спрашивать других людей о задержке транспорта, что само по себе может быть проблемой.
Очень многим аутичным людям сложно запомнить и зрительно представить свою остановку в общественном транспорте. Причем, это касается не только новых маршрутов, но и хорошо знакомых.
В прошлом году один из наших волонтеров столкнулся с подобной проблемой с молодым человеком, которому он помогал. В качестве решения он превратил каждую поездку в игру. Когда они тренировались вместе в поездках на общественном транспорте, они выбирали различные приметы по дороге, начиная от странных рекламных щитов и заканчивая интересными зданиями. Запоминание различных примет по дороге позволило молодому человеку создать мысленный список, которому можно следовать, чтобы отмечать прогресс в поездке и заранее понять, что скоро нужно выходить.
Можно также использовать современные мобильные технологии для преодоления этой проблемы. Такие приложения как Google Карты позволяют людям заранее «проехать» по маршруту на своем мобильном телефоне и посмотреть, как выглядят конкретные улицы и отметить для себя приметные здания по пути. Во время поездки также можно включить в телефоне GPS навигатор и смотреть, где вы находитесь сейчас на карте, и какая часть пути вам еще осталась.
Иногда единственный барьер для того, чтобы воспользоваться общественным транспортом – это покупка правильного билета. Терминология транспортных компаний, например, при покупке железнодорожных билетов или при покупке проездных, может сильно запутать, особенно если речь идет об аутичных людях, понимающих язык буквально.
Кроме того, покупка билетов требует общения с кассиром или водителем. Многим аутичным людям трудно понять, какую фразу нужно сформулировать для данной ситуации, особенно если они находятся в оживленном месте, и их поторапливает очередь за ними.
Эту задачу сильно упрощает появление автоматов для продажи билетов на станции, а также мобильные приложения для покупки билетов заранее.
Для кого-то достаточно освоить такие виды покупки билетов, но в идеале всем людям необходимо использовать какой-то метод коммуникации, чтобы купить билет, и их необходимо обучать этому целенаправленно. Конечно, идеальный вариант – это когда транспортная компания проводит тренинги о понимании аутизма для своих сотрудников и вводит «Карточки с предупреждением аутизме». Если человек покажет такую карточку, то сотрудник компании поймет, что имеет дело с аутичным человеком, и адаптирует свое поведение соответственно.
Использование общественного транспорта, без сомнения, будет означать, что аутичные люди будут сталкиваться с самыми разными людьми. И хотя некоторые элементы путешествия можно запланировать и контролировать, аутичные люди никак не могут контролировать то, кто окажется рядом с ними. А если с ними заговорят? Они также не могут контролировать, если будет задержка или смена маршрута или мириад других обстоятельств.
То, что аутичные люди могут контролировать – это то, как они готовятся к неожиданным обстоятельствам и реагируют на них. Многие аутичные люди используют наушники и слушают в них свою любимую музыку или аудиокниги, другие могут надевать их и не включать. В любом случае, другие люди редко обращаются к тем, на ком заметны наушники.
В идеале нужно иметь план действий на случай задержки транспорта или непредвиденных обстоятельств. Например, позвонить или написать SMS члену семьи или другу. Наличие такого плана позволяет уменьшить тревожность и получить поддержку.
Аутичным людям полезно знать, что у них есть экстренный план на случай, если что-то пойдет не так. Другая рекомендация – всегда иметь при себе так называемый «экстренный запас» наличных денег на случай, если понадобится взять такси, и знать, как именно вызвать такси. Само по себе наличие возможности для этого часто успокаивает и помогает чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы попробовать новые поездки.
Это лишь некоторые из десятков проблем, которые могут возникнуть у конкретного аутичного человека. Предложенные решения не являются универсальными, но они разработаны для преодоления тех проблем, которые могут возникнуть у аутичных людей. В конечном итоге, ключ к решению этих трудностей – это индивидуальный подход к поддержке того или иного человека. Не делайте заранее предположений о том, насколько простой или сложной окажется та или иная задача, и какой объем поддержки может понадобится в конкретном случае. Некоторые люди учатся этому за пару недель, некоторые за несколько лет, но, по моему опыту, большинство аутичных людей могут начать пользоваться общественным транспортом самостоятельно.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…