Вопрос-ответ. Что можно сделать с проблемным поведением в условиях школы?
Краткое описание основных подходов к коррекции нежелательного поведения для ученика школы
Источник: Lovaas Institute
Каждый учитель или тьютор знает, что проблемное поведение, которое ребенок демонстрирует в школе, не всегда можно уменьшить с помощью тех же приемов, что и дома. Часто стратегии, которые можно применить дома, невозможно использовать в школе. Например, если дома можно игнорировать громкие крики, то в условиях школы они могут серьезно мешать остальным детям. С другой стороны, в условиях школы нельзя применять некоторые виды поощрения, которые эффективны дома. Хотя коррекция поведения в школе может отличаться от коррекции поведения в домашних условиях, поиск эффективных подходов к проблемному поведению в классе состоит из тех же компонентов, что и разработка домашней программы по коррекции поведения. Ниже перечисляются шесть шагов по определению эффективного подхода для коррекции нежелательного поведения.
1. Объективное и легко измеряемое определение проблемного поведения.
Правильно описать поведение намного сложнее, чем вам может показаться. Когда вы говорите, что ребенок «скандалит», то что конкретно вы имеете в виду? Если ребенок издает ноющие звуки, это считается скандалом? Или он «скандалит» только если одновременно падает на пол? Он скандалит, если ноет довольно тихо, или только тогда, когда его слышно из другого конца комнаты? Если нет точного определения поведения, то специалисты не смогут последовательно применять стратегию по его коррекции, и собрать данные о частоте поведения будет невозможно. Первый и необходимый шаг любого вмешательства при проблемном поведении — точное определение, с каким именно поведением вы работаете.
2. Гипотеза о функции данного поведения.
Почему ребенок ведет себя таким образом? Чего он хочет или в чем нуждается? Типичные функции поведения включают:
1. Избегание требований.
2. Доступ к желаемым предметам.
3. Получение чужого внимания.
4. Удовлетворение сенсорной потребности.
У поведения может быть и больше одной функции. Для определения функции поведения недостаточно случайных наблюдений, необходимо прямое наблюдение за поведением ребенка. Случайные наблюдения, как правило, касаются только обстановки, в которой началось поведение (помещение, время дня, урок, уровень шума и так далее). Внимательное наблюдение за ребенком с целью сбора данных, с другой стороны, позволяет определить, что было непосредственно перед поведением, и что последовало сразу за этим поведением. Такие данные часто позволяют пролить свет на функцию поведения.
3. Предотвращение поведения.
Иногда собранная при наблюдении информация указывает на то, что можно изменить окружающие условия таким образом, что поведение вообще не будет возникать. Некоторым педагогам не нравится использовать подобные стратегии, потому что им кажется, что они будут «уступать» ребенку, и он так и не научится вести себя иначе. Например, ребенок кричит и падает на пол во время переходов от одного занятия к другому. Возможное решение — больше не требовать от ребенка переходов как таковых. Однако очевидно, что это непрактичный и нежелательный вариант. С другой стороны, вы можете попробовать какой-нибудь из нижеперечисленных методов, а не отвергать такой подход в целом. Возможные изменения, которые могут предотвратить крики и падения на пол в приведенном примере, включают:
1. Предоставление выбора. Можно предоставить ребенку возможность выбрать из двух вариантов, что он будет делать потом.
2. Визуальные подсказки о переменах. Используйте визуальный таймер или устные напоминания: «осталось 5 минут», «осталось 2 минуты», чтобы подготовить ребенка к переходу.
3. Использование поведенческой инерции. Дайте ребенку серию простых инструкций, которые он точно успешно выполнит, а потом дайте инструкцию перейти к следующему занятию.
4. Увеличение предсказуемости. Убедитесь, что переходы происходят в одно и то же время предсказуемым образом, либо используйте визуальное расписание, чтобы ребенок всегда знал, когда произойдет смена занятий.
Рассмотрим следующий сценарий:
«Днем Дэниел лежит на полу и кричит каждый раз, когда нужно перейти от свободного времени на ковре к работе за столом. Даже если предоставлять ему поощрения за работу за столом, это не помогает, так как он начинает кричать ровно в тот момент, когда его просят сесть за стол. Команда решила, что данный конкретный переход не является важным навыком, которому нужно учить Дэниела в данный момент. Так что вместо того, чтобы пытаться перевести Дэниела с ковра на стол, педагоги просто садились рядом с ним на полу. Объединяя себя с веселыми играми, а затем постепенно добавляя к ним различные требования, они добились, что Дэниел перестал кричать. Постепенно ожидания выросли, и Дэниелу говорили сесть за стол, после того как с ним какое-то время занимались на полу. Через несколько недель педагоги смогли сразу же звать Дэниела к столу, и он больше не кричал. По словам педагогов, они «не прорывались сквозь проблему, а нашли окольный путь».
4. Поощрение другого желательного поведения.
Поведение не происходит просто так. Функция есть у любого поведения. Возможно, вы не в силах повлиять на причину возникновения поведения, но в этом случае вы можете научить ребенка, как можно реагировать на такую ситуацию более уместным образом. Есть два способа это сделать:
1. Обучение альтернативному поведению, выполняющему такую же функцию. Например, если ребенок кричит каждый раз, когда он не хочет чего-то делать, то вы можете научить его так или иначе сообщать «нет», «не хочу» или «мне нужен перерыв». Помните, что новое поведение может заменить старое, только если оно требует столько же (или меньше) усилий и приводит к такому же (или лучшему) результату.
2. Обучение умению лучше переносить эту ситуацию. В вышеприведенном примере с Дэниелом одной из возможных функций поведения было избегание требований. Постепенно педагоги увеличивали требования на полу и поощряли ответы на них, и Дэниел постепенно научился лучше переносить работу в это время дня.
5. Применение процедур уменьшения поведения.
Активных стратегий, предотвращающих появление поведения, может оказаться недостаточно, чтобы его уменьшить. Иногда необходимо также ввести реактивные процедуры после поведения, но при этом всегда необходимо выбирать наиболее естественную и наименее конфронтационную технику. Существует много реактивных стратегий по уменьшению поведения, в том числе:
1. Вымирание. Удаление тех факторов, которые, как вы выяснили, поощряют нежелательное поведение. Вопреки распространенной ошибке вымирание и игнорирование — это не синонимы. Например, если ребенок пытается избежать работы, то если вы будете игнорировать его нежелательное поведение, вы будете поощрять его. В этом примере процедура вымирания потребует, чтобы ребенок продолжал работу.
2. «Тайм-аут». Удаление любого положительного подкрепления в течение определенного периода времени. Это, пожалуй, самая популярная, но и одновременно наименее эффективная реактивная стратегия. Она отличается от вымирания, так как при процедуре вымирания ребенок не получает только поощрение за определенное поведение. Тайм-аут может быть эффективен только в том случае, если удаление от людей и занятий является для ребенка нежелательными условиями. (Нахождение с педагогами и другими детьми должно быть для ребенка поощрением).
3. Исправление последствий поведения. Включает восстановление порядка (исправление последствий поведения для окружающей среды) в дополнение к положительной практике (повторяющаяся практика уместного поведения). Например, если ребенок преднамеренно опрокидывает тарелку на пол, то от него требуют убрать за собой, а потом практиковать уместное поведение за столом.
4. Плата за поведение. Лишение ребенка приятных/желательных стимулов (то есть, утрата привилегий). Как правило, плата за поведение применяется в формате системы жетонов. Например, когда ребенок демонстрирует нежелательное поведение, у него снимают один из жетонов. Если он потеряет все жетоны, то он лишится какой-то привилегии (например, доступа к компьютеру).
Этот краткий обзор — лишь верхушка айсберга. Каждая отдельная стратегия состоит из множества элементов, которые нужно адаптировать к индивидуальным особенностям ребенка. Часто это требует очень творческого подхода и глубокого знания этих стратегий.
6. Сбор данных для оценки эффективности плана.
Когда поведение варьируется день ото дня можно с легкостью сделать вывод, что поведенческое вмешательство работает в «хорошие дни» и не работает «в плохие дни». Последовательный сбор данных позволяет понять, насколько вмешательство эффективно в целом. Можно выделить три формы сбора данных:
1. Данные о частоте. Вы отмечаете, как часто происходит данное поведение.
2. Данные ДПП. Когда происходит эпизод поведения, вы записываете, что было до, каким было поведение, и что произошло после.
3. Группирование по функции. Совместимо с описанными выше процедурами сбора данных. Вы собираете данные по функции поведения (например, сколько раз за день ребенок демонстрировал нежелательное поведение, чтобы избежать работы, чтобы привлечь внимание и так далее).
В заключение надо отметить, что хотя вопрос «Что мне делать, когда появляется это неуместное поведение?» по-человечески понятен, ответ на него относится только к одному из компонентов эффективного поведенческого вмешательства, более того, это один из последних компонентов, к которому прибегают только после тщательного рассмотрения других шагов.
Также смотрите:
О чем говорит негативное поведение при аутизме
Как определить функцию поведения при аутизме
Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением
Как использовать положительное подкрепление в условиях школьного класса
Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное
Пять поведенческих рекомендаций для педагогов детей с аутизмом
Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».