22.11.14

Вопрос эксперту. Что делать при фобиях у ребенка с аутизмом?

Поведенческий аналитик отвечает на вопрос о том, как справиться с сильными страхами у ребенка

 

katerina

 

На вопрос отвечает Екатерина Жесткова, педагог-психолог, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA) и консультант (Самара).

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как вести себя, что говорить ребёнку, если у него фобии (напугала собака, теперь просит идти по дороге, а не возле заборов) или боится моря, раньше купался, если я его брала на руки и заходила в море, но после того как накрыла волна, не соглашается сам и меня не пускает. Ванны и детского бассейна (в здании) не боится. (Есть и другие фобии).

Наталья

Наталья, добрый час.

Давайте уделим немного времени тому, чтобы понять, что такое фобия и когда необходимо что-то предпринимать в связи с ней. Само слово «фобия» имеет греческий корень phobos — страх, боязнь, и употребляется для того, чтобы описать навязчивый, необоснованный страх перед чем-либо. Многие дети боятся темноты или животных, некоторые боятся школы. В дошкольном и младшем школьном возрасте наличие фобий допустимо, рассматривается как вариант нормы и не требует вмешательства в том случае, если фобии не очень ярко выражены и не нарушают жизни ребенка и его семьи, не вызывают дезадаптации.

У детей с расстройствами аутистического спектра довольно часто формируются навязчивости в отношении предметов, явлений окружающей среды или некоторых их характеристик. Эти навязчивости могут быть выражены ярко и представлять собой серьезную проблему, мешающую развитию и затрудняющую обучение ребенка. Например, ребенок может настаивать на одном и том же маршруте прогулки, может отказываться надевать определенный вид одежды, может запрещать включать в комнате свет или требовать, чтобы его игрушки были разложены на всех поверхностях в комнате. Попытки изменить установленный ребенком порядок могут вызывать истерики, агрессивное и самоповреждающее поведение. Часто такие виды поведения впервые вызываются неприятными свойствами каких-то стимулов (колючей шапкой, резким запахом освежителя воздуха в красной машине, соленой водой, которая попала в нос), но затем поведение закрепляется его последствиями. То есть, у этого вида поведения формируется история усиления. Это означает, что такой вид поведения позволяет ребенку получить нечто приятное из окружающей среды или избавиться от чего-то неприятного. Например, получить внимание мамы и бабушки, а заодно избавиться от требования взрослых идти по нужному маршруту или надеть шерстяную шапку.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с фобиями или обсессивно-компульсивными видами поведения, необходим анализ каждого конкретного случая для того, чтобы понять, какие именно факторы в окружающей среде влияют на этот вид поведения. Хорошо подойдет наблюдение и ведение записей такого формата:

table

Не рекомендуется оставлять такие виды поведения ребенка со сложностями в развитии без внимания, так как ситуация может осложниться, у ребенка могут появиться новые виды обсессивно-компульсивного поведения и новые фобии, или изменится форма уже существующих.

Для работы как один из вариантов может быть рекомендован метод систематической десенсибилизации — снижения чувствительности к пугающему стимулу. Суть метода заключается в том, что на подготовительном этапе выявляется такая форма стимула и такое его расположение в пространстве, которое не беспокоит ребенка. Например, если мальчик боится стричь ногти, мы найдем такое положение ножниц в пространстве, которое не пугает ребенка. Например, ножницы лежат на стульчике у входа в комнату. Затем мы начнем постепенное приближение пугающего стимула, например, будем пододвигать стульчик с ножницами на 10 сантиметров в час ближе к тому месту, где находится ребенок. Через некоторое время ножницы благополучно переместятся на стол для занятий и можно начать следующий этап – трогать лежащие на столе ножницы одним пальчиком.

Также может подойти тактика социальных историй. Например, если ребенок настаивает на том, что ехать нужно только на красной машине, и попытка пригласить его в машину другого цвета вызывает истерику, можно сделать для него индивидуальную историю о том, как хорошо кататься на любой машине. Например, вот такую:

story

В вашем случае можно делать социальную историю о том, что мы можем идти по любой части тротуара, оставаясь спокойными, историю о том, как хорошо купаться в море, несмотря на то, что иногда в нос попадает соленая вода.

Итак, подведем небольшой итог. Описываемые вами виды поведения можно отнести к навязчивостям, которые мешают развитию и обучению ребенка. Впервые такой вид поведения может быть вызван неприятными для ребенка свойствами предмета, но затем поведение закрепляется его последствиями. Коррекция такого поведения достаточно сложна, требует разбора и анализа каждого конкретного случая с обязательным участием специалиста. Как правило, для коррекции используется метод систематической десенсибилизации, дополняемый и другими методами.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal