23.09.13

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом «застрял» на каком-то занятии?

Рекомендации психолога для ситуаций, когда детям с аутизмом трудно переключиться на что-то другое

Автор: Билл Нейсон / Bill Nason
Источник: Autism Discussion Page

 

stucking

 

Ваш ребенок застревает на определенном занятии и кажется, что ему трудно переключиться на что-то другое? Это могут быть повторяющиеся движения, вокализации, какое-то другое действие или определенная мысль. Проблема в том, что ребенок инициирует поведение, занятие или мысль, но, создается впечатление, что он не в силах их закончить.

Наша способность переходить от одного занятия или мысли к чему-то другому зависит от исполнительной функции, которая контролируется лобными долями коры головного мозга. Исполнительная функция позволяет нам начинать, контролировать и останавливать свое поведение в зависимости от ситуации и с минимальными усилиями. У многих детей с аутизмом эти функции развиты слабо. Как только поведение начинается, особенно если это повторяющееся поведение, связанное с приятными ощущениями, ребенку трудно переключить внимание и выполнить новые требования. Это как человек, который не знает, как бы закончить разговор, а потому продолжает говорить.

Иногда такое поведение называют фиксациями, компульсивным поведением, стереотипиями или навязчивостями. Все эти виды поведения/мысли объединяет то, что цепь поведения очень трудно остановить, когда она уже запущена. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что родители и учителя расстраиваются и просто требуют, чтобы ребенок остановился, что лишь провоцирует эмоциональный взрыв. Я думаю, нам стоит признать, что очень часто ребенку просто сложно остановиться, и ему нужно обеспечить «переход». По моему опыту следующие рекомендации могут оказаться полезными для разных ситуаций и разных детей:

1. Некоторых детей просто нужно заранее предупреждать, когда их поведение нужно остановить. На самом деле они не застряли, а просто полностью сосредоточились на том, что они делают. Такие дети часто хорошо реагируют на несколько напоминаний подряд. Сначала родители предупреждают, что осталось 5 минут, потом — 3 минуты, потом — 1 минута, и, наконец, что пора закончить. Для этих детей также хорошо работает четко определенное время начала и окончания каждого занятия. Для этого можно использовать визуальный таймер, который помогает напомнить, когда поведение должно закончиться. «Джонни, ты можешь играть в видеоигры еще 30 минут». Используйте визуальные таймеры, чтобы ребенок всегда мог сказать, сколько еще времени осталось, одновременно напоминайте ему устно, что осталось 3 минуты и 1 минута. Такие дети очень хорошо воспринимают расписание из картинок, которое позволяет им всегда знать, что будет потом, и это облегчает для них переход от одного занятия к другому.

2. Если поведение является компульсивным или навязчивым, то хорошо работает другая техника. Ненадолго подключитесь к поведению ребенка, делайте то же, что и он, но не просите его остановиться и не переключайте его на что-то другое. Поговорите с ним о том, что он делает, делайте это вместе с ним, превратите его поведение в совместную деятельность. Это переключает внимание ребенка с поведения/занятия на вас, после чего его уже можно переключить на что-то другое. Например, я работал с ребенком, который совершал моющие движения рук под проточной водой. Казалось, что он наслаждается сенсорной стимуляцией, но он мог застрять на этом действии, и ему было трудно перейти к другому занятии. Он расстраивался, когда входил кто-то из родителей и говорил ему прекратить. Вместо этого мы поначалу облегчили для него переход, попросив родителя садиться рядом и начинать потирать свои руки под водой, а также разговаривать с ребенком о том, как это приятно. Разделяя действие вместе с ребенком, вы превращаете его в совместное занятие. Как только родители привлекали к себе внимание ребенка, они говорили ему, чем они будут заниматься потом, выключали кран и вставали. Такое «включение» в действие ребенка прерывало навязчивую реакцию и помогало ребенку переключиться.

3. К вышеприведенной стратегии вы можете добавить завершение действия. Например, в приведенном выше примере вы могли бы сначала включить себя в действие ребенка, а потом сосчитать до десяти и выключить воду. Я использую этот способ с самыми разными типами поведения, которые включают повторения одних и тех же движений. Я говорю: хорошо, мы сделаем это еще пять раз, а потом мы остановимся. Предоставляя ребенку конкретный момент для остановки, мы помогаем его мозгу совершить этот переход.

4. По моему опыту, человеку может понадобиться мягкое прикосновение, чтобы переключить внимание. Так что я тихо говорю ему что-нибудь и мягко касаюсь его руки после того, как я включился в его действие. Такая тактильная стимуляция может отвлечь его от того, на чем он застрял. Похоже, это разрывает петлю неврологической обратной связи, и это позволяет совершить переход.

5. Иногда ребенок «застревает», потому что приступил к задаче, которая не имеет однозначного завершения. Такие дети начинают испытывать тревожность, потому что они не понимают, когда результат достаточно хорош или окончателен. С такими детьми мы обычно заранее обсуждаем занятие и предоставляем им конкретные критерии, по которым они могут понять, что задача выполнена.

6. Если у детей часто возникают проблемы с «переходом», то мы планируем их любимое занятие после того поведения, на котором они часто «застревают». Таким образом, у них появляется мотивация для перехода. Это обеспечивает сотрудничество ребенка при переходе к другому занятию, которое ему нравится.

Когда у детей проявляются склонность полностью фокусироваться на своем интересе и трудности с прекращением одного занятия и переходом к следующему, важно помнить, что частично это объясняется проблемами в функционировании их мозга. Тем, кто застрял в петле неврологической обратной связи, часто нужна мягкая помощь в переходе. Тем не менее, старайтесь облегчать переход, а не просто говорите ребенку остановиться.