Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом кусается?
Общая информация о таком поведении как кусание и рекомендации по его преодолению
Источник: National Autistic Society
Цель этой статьи в предоставлении общей информации о кусании у людей с аутизмом, а также в описании возможных решений в ответ на такого рода поведение.
Возможные причины кусания
Коммуникационные сложности: для тех людей, которые не могут эффективно сообщить о своих нуждах, потребностях или эмоциональном состоянии, кусание может быть эффективным методом оповещения о том, что что-то происходит не так, и, как следствие, является очень надежной формой коммуникации.
Поведение, приобретенное в результате обучения: все мы учимся на своем опыте, он дает нам информацию, с помощью которой мы определяем как мы будем вести себя в будущем. Если мы обнаружили, что какое-то поведение идет нам на благо (благодаря уменьшению или ограничению нежелательного опыта или увеличению желательного), тогда мы с большей вероятностью выберем такой способ поведения в будущем. Для некоторых людей физическая или эмоциональная реакция на кусание будет желательной. Такие люди могут получать удовлетворение от звука повышенного голоса или чувства контроля, прибегая к поведению, при котором реакции других людей предсказуемы.
Фрустрация или тревога: иногда кусание может выражать фрустрацию или тревогу в ответ на разнообразные источники стресса или на меняющуюся ситуацию. Важно не забывать, что для людей с аутизмом жизнь наполнена огромными потрясениями и кусание является ответом на них.
Попытка дополучения сенсорных импульсов (восполнение сенсорной недостаточности): многие люди с аутизмом испытывают сложности с функционированием их сенсорной системы. Таким образом, важно учитывать возможные сенсорные функции того или иного поведения. Жевание и кусание — это проприоцептивные функции. То есть они обеспечивают приток сенсорных импульсов в проприоцептивную систему, которая создает ощущения от положения разных частей тела в разное время. Кусание может также обеспечивать оральную стимуляцию и может быть приятным и даже необходимым стимулятором сенсорной системы.
Зубная боль или боль в области челюсти (как и у детей с прорезающимися зубами): в некоторых случаях кусание является реакцией на физическую боль, в частности на зубную боль или боль в области челюсти.
Стадия развития: обсасывание предметов — это нормальная часть развития. Младенцы кладут в рот разнообразные предметы, чтобы определить их размер, форму и текстуру. Пока ребенок не достиг приблизительно 18 месяцев обсасывание предметов не должно приносить никаких беспокойств. Однако, если ребёнок из-за гиперчувствительности в области рта или по каким-нибудь другим медицинским причинам пропустил младенческую фазу обсасывания, ему придется пройти эту фазу позднее.
Как реагировать
Исключите медицинские и стоматологические причины
Удостоверьтесь, что человек (особенно при ограниченной коммуникации) не кусает в ответ на физическую боль, такую как зубная боль или боль в области челюсти. Было бы полезным пройти осмотр у стоматолога или вашего лечащего врача, чтобы исключить возможность физических причин такого поведения.
Функциональный анализ
Очень важно найти настоящую причину кусания, чтобы определить правильную форму реакции на такое поведение (например, если кусание — это манифестация тревоги, то лучше всего сфокусироваться на том, как научить человека выражать свою фрустрацию альтернативным и, соответственно, более приемлемым способом). Помочь определить причины того или иного поведения поможет ведение конспекта (записей) с описанием случаев и обстоятельств какого-то поведения. Это может помочь определить типовые шаблоны, которые могут стать ключом к разгадке такого поведения. Некоторые люди (в особенности подростки и взрослые с высокофунциональным аутизмом или синдромом Аспергера) в состоянии объяснить причины кусания вербально или с помощью визуальных стратегий.
Улучшайте коммуникацию
Помогите человеку с аутизмом развить в себе альтернативные навыки коммуникации, выражения желаний, физического дискомфорта и эмоциональных состояний. Так называемые «визуальные стратегии» могут быть очень эффективны для людей с аутизмом, так как их можно использовать в совершенно разных ситуациях, и они очень полезны для определения физической боли или передачи эмоционального состояния. Метод социальных историй также может быть очень полезен, их можно использовать при объяснении, почему кусание недопустимо, и что человек может предпринять вместо этого.
Изменение окружающей среды
Попробуйте предотвратить ситуации, в которых человек с аутизмом чувствует сильное напряжение, например, уменьшите количество людей, создайте визуальное расписание, поддерживайте знакомую атмосферу везде, где это возможно.
Обеспечьте новую сенсорную стимуляцию
Если кусание является выражением желания получить какие-либо ощущения, то очень важно предоставить человеку альтернативную возможность их испытать. Ниже представлено несколько вариантов того, как это сделать.
Чюи-тьюбс (жевательные трубки) — это цилиндрические кусочки резиновой трубки (они безопасны, нетоксичны, не содержат латекса и их можно мыть), которые можно сосать и жевать, чтобы получить то самое ощущение от кусания, которое хотят испытать люди с аутизмом. Исследования показали, что жевательные трубки успокаивают, помогая справиться со стрессом.
Другим способом замены кусания служат, например, сухие макароны или сухофрукты, которые дают похожее ощущение от кусания.
Управление гневом и релаксация
Люди с аутизмом могут испытывать сложности с переживанием стресса, агрессии и раздражения, которые могут привести к отклонениям в поведении, например, к кусанию. В то же время такое поведение может быть сигналом самому человеку о том, что он становится раздражительным, и ему необходимо изменить модель поведения или применить какие-либо техники для того, чтобы успокоиться. Например, можно глубоко вздохнуть, сосчитать до десяти, пойти на прогулку, послушать музыку, уйти от спора или попросить о помощи. Механизмы релаксации, такие как глубокий вдох, позитивные мысли, перенаправление на спокойные, приятные действия (принять ванну, послушать расслабляющую музыку, ароматерапия, компьютерные игры, раскачивание на стуле, прыжки на батуте) также могут помочь.
Руководите и перенаправляйте
Попытайтесь предвидеть проблемы и предотвратить их, если возможно. Вероятно, будет необходимо с самого начала усилить контроль (особенно во время ситуаций, которые человеку сложно пережить). Попытайтесь отвлечь внимание человека на какую-то другую деятельность, которая менее способствует неподобающему поведению (например, сказать: «Джейн, какая у тебя интересная книга»).
Поощряйте правильное поведение
Важно уделять внимание аспектам поведения, которые мы хотим развить в человеке, показать ему, что подобающее поведение приводит к лучшим последствиям. В награду можно хвалить, оказывать внимание, давать игрушки, жетоны или небольшие порции любимой еды и напитков. Очень четко проговаривайте те реакции и то поведение, которые вы ожидаете увидеть от человека, например: «Санти, делиться с сестрой — это хорошо!» Удостоверьтесь, что поощрение произошло сразу после того, как ребенок повел себя правильно.
Реагируйте на поведение быстро и четко
Минимально реагируйте на проявление кусания, как словесно, так и мимически. Такие действия могут только поощрить неправильное поведение. Попробуйте реагировать спокойно, четко и с нейтральным выражением лица.
Исходя из причины кусания (можно ее понять с помощью функционального анализа), отвечайте на саму причину поведения. Ниже приведено несколько примеров:
Трудности с коммуникацией: поощряйте использование альтернативных форм общения (например, изображения или символы), например: «Элизабет, надо показать на то, что ты хочешь». Используйте систему знаков, которую человек может запомнить и использовать для базовой коммуникации, выражения согласия, отрицания, глаголы «уходи, перестань», словосочетание «мне больно».
Раздражение и страдание: напомните человеку о том, как справляться с гневом (методы релаксации), например «Сара, тебе нужно успокоиться. Вдохни глубоко три раза».
Проблемы с сенсорным восприятием — попробуйте заменить кусание на жевательную трубку или что-то съедобное.
Перенаправьте человека на другую деятельность и хвалите, если человек продолжает приемлемое поведение. «Джеки, так приятно слушать твою музыку».
Сохраняйте физическую дистанцию и руководите человеком, если был инцидент кусания. Будьте готовы перенаправить человека, если необходимо.
Где и как получить помощь
Если кусание причиняет вред самому человеку или его окружению, то возможно, необходимо обратиться к специалисту. Назначьте консультацию с психологом или другим специалистом.