20.05.13

Вопрос-ответ. Чему важно научить ребенка с аутизмом к окончанию школы?

Десять важных навыков для независимой жизни, которые важно развивать у всех детей

Автор: Диана Адреон / Diane Adreon
Источник: Autism Support Network

 

lifeskills

 

Обучение адаптивному поведению — это область, которую часто игнорируют, особенно если речь идет о более высокофунциональных людях с аутизмом. Тем не менее, адаптивное поведение определяет нашу способность применять наши знания и навыки в обычных ситуациях повседневной жизни. Ниже перечисляются адаптивные поведенческие навыки, без которых наши дети не смогут справляться с повседневной жизнью без ежедневной помощи. Конечно, каждый ребенок уникален. Очень часто ребенок не в состоянии овладеть всеми этими навыками к окончанию школы. Тем не менее, большинство детей с аутизмом могут стать более независимыми благодаря осознанной и упорной работе именно в этих десяти областях.

1. Учите вашего ребенка просыпаться и вставать по будильнику. Очень часто родители сами будят ребенка в школу. Тем не менее, по мере взросления ребенка, лучше научить его самому вставать, когда звонит будильник. Вы можете экспериментировать с разными звонками, музыкой, разной степенью громкости. Если ребенку особенно трудно проснуться, лучше установить будильник на другом конце комнаты, чтобы ему приходилось идти к нему, чтобы выключить. Впоследствии нужно будет добавить обучение тому, как заводить будильник с вечера. Более продвинутый уровень этого навыка включает правильную оценку времени, необходимого, чтобы собраться, и определение, на какое время нужно будет поставить будильник.

2. Учите вашего ребенка определять время по часам и/или выполнять задачу в определенный промежуток времени. Для обучения этому навыку можно использовать большой визуальный таймер, например, кухонный таймер. С помощью таймера ребенок может наглядно видеть, сколько времени ему еще осталось. Можно учить ребенка этому навыку с помощью простого приема: перед каждым занятием или выполнением какой-либо задачи просите ребенка определить, сколько времени на это понадобится, а потом сравните вместе с ним, сколько времени он потратил на самом деле.

3. Учите вашего ребенка гигиене (принимать душ или ванну не реже, чем раз в 24 часа, расчесывать волосы, наносить дезодорант, надевать только чистую одежду). Рутина и однообразие успокаивают наших детей. Так что помогайте ребенку выработать одинаковую рутину гигиены на каждый день. В долгосрочной перспективе детям удобнее делать одно и то же ежедневно, например, проще научиться принимать душ каждый день, чем помнить, что надо принимать душ не реже, чем раз в 2-3 дня. Нужно учить детей конкретному выполнению действий, в частности, учить правильно мыться (например, четыре раза провести по каждой подмышке намыленной мочалкой). Проблемы с личной гигиеной могут привести к большим жизненным трудностям, так как в нашем обществе к ним относятся нетерпимо.

4. Учите вашего ребенка ответственно обращаться с его или ее вещами. Можно начать с ответственности за игрушечный поезд или машинку, которую ребенок взял в дом родственников. Сделайте частью расписания ребенка обязанность найти свою игрушку в конце визита, а затем взять ее с собой и принести домой. Затем переходите к школьным принадлежностям и портфелю.

5. Учите вашего ребенка пользоваться визуальными подсказками, чтобы не забыть о том, что нужно сделать. Это может быть обязанность положить лекарство на место или взять с собой завтрак в школу. Например, это может означать, что ребенок должен сам распечатать или написать себе записку «Взять завтрак» и прицепить ее к портфелю, чтобы не забыть.

6. Учите вашего ребенка готовить. Маленьких детей можно учить самостоятельно делать бутерброды или доставать на стол закуски, которые не требуют приготовления. Впоследствии ребенка можно учить самостоятельно готовить по рецепту и безопасно обращаться с кухонными принадлежностями.

7. Учите ребенка пользоваться телефоном. Начинайте с обучения ребенка тому, как ответить на телефонный звонок, и как узнать, записать и передать информацию другому человеку. Затем переходите к другим навыкам: как узнать нужный номер телефона, как позвонить в магазин, чтобы узнать, в наличии ли у них определенный товар, как позвонить в службу технической поддержки по поводу проблемы с компьютером, как сделать заказ по телефону.

8. Учите ребенка самостоятельно посещать различные места. Это может быть поход в ближайший магазин, поездка на велосипеде, использование общественного транспорта или вождение автомобиля.

9. Учите ребенка всегда брать с собой определенные вещи, если он или она выходит из дома. Такой список вещей может включать: важные телефонные номера, деньги, ключи от дома, мобильный телефон.

10. Учите ребенка личной безопасности. Подумайте о таких навыках, как знание о том, когда уместно обнимать и целовать другого человека, а когда можно лишь пожать руки, как не привлекать внимание к тому, где у тебя лежат деньги, как скрывать личную информацию в Интернете, и что делать, если на улице к тебе подходят незнакомые люди, или тебе кажется, что за тобой следят.