24.03.13

Исследование. Большинство невербальных детей с аутизмом преодолевают задержку речи

Обнадеживающая новость для родителей. Новое исследование опровергает миф о том, что невербальный ребенок уже не сможет заговорить после 4-5 лет.

Перевод: Елизавета Морозова

Источник: Autism Speaks

girl

Фото: Autism Speaks

Раньше многим родителям детей с аутизмом говорили, что если их ребенок не заговорит к возрасту 4 или 5 лет, то он или она вряд ли будет говорить вообще. Многие исследователи опровергали это представление – они описывали отдельные случаи, в которых функциональная речь появлялась только в школьном возрасте, иногда даже в подростковые годы. Новые подтверждения этого были получены в результатах исследования, проведенного среди 500 детей с аутизмом. Исследование было опубликовано онлайн в журнале Pediatrics.

Ученые из Центра аутизма и смежных расстройств в Балтиморе, США, проанализировали информацию о 535 детях в возрасте от 8 до 17 лет, у которых в возрасте 4 лет был установлен аутизм и тяжелая задержка речи. В возрасте 4 лет задержка их речи варьировалась от полного ее отсутствия до использования отдельных слов или фраз без глаголов.

Исследователи обнаружили, что в реальности большинство этих детей приобрели речевые навыки. Почти половина детей (47%) овладели свободной функциональной речью. Более чем две трети детей (70%) смогли разговаривать простыми фразами.

Авторы исследования также попытались определить, какие факторы предсказывают, разовьется ли речь у ребенка с тяжелой задержкой речи и аутизмом. Они обнаружили, что речь чаще развивалась у детей с более высоким коэффициентом интеллекта (по результатам невербальных тестов), а также тех, у кого было меньше социальных нарушений.

С другой стороны, ученые были удивлены, обнаружив, что уровень повторяющегося поведения и ограниченные интересы никак не влияли на вероятность развития речи у ребенка.

«Эти данные дают родителям надежду, что их ребенок с задержкой речи может заговорить в начальной школе или даже в подростковом возрасте, – считает доктор Джеральдин Доусон, главный директор по науке организации Autism Speaks. – Выявленные факторы, повышающие вероятность развития речи, особенно роль невербальных когнитивных и социальных навыков, предполагают, что раннее вмешательство по развитию этих навыков будет способствовать развитию речи».

Исследование было проведено при финансовой поддержке Autism Speaks. Организация планирует финансировать исследования методов помощи, которые способствуют развитию речи, а также методов, повышающих функционирование и качество жизни невербальных людей.