Последние несколько лет многие задаются вопросом о соотношении мужчин и женщин среди людей, у которых были диагностированы расстройства аутистического спектра (РАС). В целом исследования предполагают, что аутизм есть примерно у одного человека из 100, но сколько среди них мужчин и женщин?
Статистические данные сильно разнятся. Различные исследования, а также клинические наблюдения говорят о том, что соотношение мужчин и женщин среди людей с аутизмом колеблется от 2 к 1 до 16 к 1. Каким бы ни было истинное соотношение, среди людей, которых направляют в наш Центр диагностики имени Лорны Винг, стабильно растет количество девочек и женщин.
Наш опыт говорит о том, что из-за существующих представлений о том, что аутизм является «мужским» расстройством, у девочек реже диагностируется РАС, даже при наличии весьма тяжелых симптомов. Многих девочек так никогда и не направляют на обследование, и они не учитываются в статистике. В Центре имени Лорны Винг уделяется особое внимание различиям в поведенческих проявлениях расстройств аутистического спектра у девочек и женщин по сравнению с мальчиками и мужчинами.
В нашем исследовании (2011 года) мы выявили различия в проявлениях аутизма у девочек и женщин в следующих областях: социальное понимание, социальная коммуникация и социальное воображение. В первую очередь, эти особенности были связаны с формами рутин, ритуалов и специальных интересов. Вот несколько примеров:
– Девочки гораздо чаще воспроизводят социальные действия с помощью отсроченной имитации, потому что они больше наблюдают за другими детьми и чаще копируют их. Возможно, это маскирует у них симптомы синдрома Аспергера (Attwood, 2007).
– Девочки гораздо чаще осознают и ощущают потребность в социальном взаимодействии. Они могут участвовать в социальных играх, но, как правило, они следуют за своими ровесниками и сами не инициируют социальные контакты. У девочек более высокая социальная мотивация, и у многих из них есть одна лучшая подруга.
– В нашем обществе от девочек ожидают высокой социальной адаптации в их коммуникации. Однако девочки в спектре аутизма не практикуют «светскую болтовню» и не делают «бессмысленных» комментариев только для того, чтобы «поддержать разговор». Такие девочки также могут не понимать идею социальной иерархии и того, что для людей разного социального статуса существуют разные стили коммуникации, что, в свою очередь, может приводить к проблемам с учителями.
– Существуют доказательства того, что у девочек более развито воображение, и они чаще играют «понарошку» (Knickmeyer et al, 2008). Многие такие девочки отличаются богатым и детальным миром фантазий, в котором у них много воображаемых друзей. Девочки бегут от реальности в воображение и художественную литературу, некоторые из них практически начинают жить в другом мире, например, мире фей и ведьм.
– Интересы девочек в спектре аутизма часто похожи на типичные интересы других девочек: животные, лошади, классическая литература. По этой причине в их интересах не замечают ничего странного. Однако у девочек с РАС специальные интересы отличаются не по содержанию, а по качеству и интенсивности. Многие из них одержимы просмотром мыльных опер или отличаются интенсивным интересом к знаменитостям.
Наличие повторяющегося поведения и узких специальных интересов – это часть диагностических критериев расстройств аутистического спектра. Это критически важная область, в которой стереотипы об аутизме как мужском расстройстве могут затруднить диагностику девочек и женщин.
Как уже указывалось выше, существующие международные диагностические критерии не позволяют нам судить о том, с какими типами трудностей сталкиваются девочки и женщины. Чтобы распознать различные поведенческие проявления, очень важно придерживаться более широких взглядов на области общения, коммуникации и воображения, а также на специальные интересы и ригидность поведения.
Девочки и женщины демонстрируют заученное поведение в социальных ситуациях. Недостаточно информированный специалист в результате может считать, что пациентка способна на двухсторонний разговор, демонстрирует адекватный аффект и невербальное поведение, которые не соответствуют критериям международной системы классификации. Именно поэтому правильный диагноз не ставится. Только если задавать правильные вопросы, изучить всю историю психического развития и наблюдать за человеком в различных ситуациях, становится ясно, что пациентка выучила социальную роль на интеллектуальном уровне, без применения социальной интуиции.
«Тот факт, что девочки с недиагностированным аутизмом мучительно копируют некоторые виды поведения, не всегда осознается, а потому их социальные и коммуникационные проблемы игнорируются. Подобное подражание и подавление аутистического поведения приводит к хроническому истощению. Возможно, это объясняет высокую распространенность проблем психического здоровья именно среди женщин». (Dale Yaull-Smith, 2008).
Очень важно подготовить девочек к качественной жизни взрослых женщин. Сотрудники школ должны проходить дополнительное обучение тому, как распознавать и реагировать на потребности учеников с расстройствами аутистического спектра, особенно если речь идет о «скрытых» проявлениях у девочек. Школы должны стать местами, более «дружественными к девочкам», где девочки должны получать индивидуализированные занятия по социальным навыкам.
Необходимо уделить внимание «скрытому учебному плану», который типично развивающиеся девочки усваивают интуитивно и не напрямую, например, это касается неписанных правил общения между девочками. Также необходимо включать в учебный план образование по личным, социальным и медицинским вопросам, учитывающим опыт девочек. Школы, в которых учатся девочки в спектре аутизма, должны обучать их независимости и стратегиям для уменьшения уязвимости. Школы также должны обсуждать вопросы внешности, самооценки и уверенности в себе. Гендерная идентичность – это большая проблема для девочек, равно как и эмоциональное и психическое здоровье. У общества есть определенные ожидания от мужчин и женщин, но многие женщины в спектре аутизма считают, что эти требования гораздо строже для женщин.
В книге «Синдром Аспергера для чайников» (Gomez de la Cuesta & Mason 2010) авторы затрагивают этот вопрос и пишут о разных «типах» женщин с расстройствами аутистического спектра. На работе, по мнению авторов, такие женщины сталкиваются с «двойным стеклянным потолком». Женщины испытывают те же трудности, что и все остальные женщины, кроме того, у них есть проблемы, связанные с опытом женщин в спектре аутизма.
Эти женщины часто выбирают профессии, в которых традиционно доминируют мужчины. Гардер (2010) выпустила буклет «Иллюстрации про синдром Аспергера для друзей и коллег». Это бесценное описание трудностей женщин в спектре аутизма на работе, где коллегам таких женщин объясняется их восприятие мира.
Трудности с диагностикой девочек и женщин связаны с тем, что врачи продолжают использовать ограниченные определения из Международной классификации болезней. Очевидно, что диагностику и полную оценку потребностей невозможно провести с помощью простого списка симптомов. Правильная диагностика требует продолжительного времени и детальной оценки, в рамках которой врач систематически собирает информацию. Результатом этого становится не просто тот или иной диагноз, но, что гораздо важнее, детализированный психический профиль данного человека.
Мы хотели бы привлечь внимание к тому факту, что многие женщины с расстройствами аутистического спектра не получают верного диагноза, и по этой причине они не получают помощь и поддержку, которые им необходимы на протяжении всей жизни. Получение диагноза – это отправная точка для предоставления необходимой поддержки для девочек и женщин в спектре аутизма. Своевременный диагноз позволит девочкам и женщинам с расстройствами аутистического спектра избежать многих трудностей на протяжении жизни.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…