Когда я говорю со своими коллегами в начальных и средних классах школы, я замечаю, что многие ветераны преподавания понимают, как они могут включить в работу общеобразовательного класса детей с трудностями в обучении, интеллектуальной, эмоциональной или физической инвалидностью. Несмотря на это, поддержка и обучение учеников с аутизмом в тех же условиях ставит их в тупик.
Ниже приводятся несколько рекомендаций для учителя, который только начинает работать с учеником с аутизмом. Эти простые идеи могут помочь любому ученику, но они особенно эффективны при работе с учениками с аутизмом, синдромом Аспергера и другими диагнозами в этом спектре. Эти советы могут помочь учителю любого класса и помогут создать безопасную и комфортную обстановку не только для детей с аутизмом, но и для детей с любыми уникальными особенностями обучения.
Обычно когда учителю нужна информация об ученике, то он изучает учебные записи о нем или ней. Хотя эти документы, безусловно, очень важны, они редко являются самым полезным источником информации. Если учителя хотят лучше понять ученика с аутизмом, то они должны задавать вопросы ему самому. Некоторые дети очень охотно и легко предоставляют информацию, другим детям для этого понадобится поддержка и поощрение от членов их семьи. Есть множество способов запроса такой информации – от короткого письменного теста до разговора с учеником в форме интервью. Например, один учитель дал ученику с аутизмом задание – подготовить список рекомендаций о том, как учить детей с особенностями в обучении. Когда ученик выполнил задание, учитель опубликовал это руководство и распространил его среди всех сотрудников школы.
Если ученик с аутизмом неспособен на надежную коммуникацию, то можно обратиться за помощью к семье. Родители могут рассказать о том, что оказалось наиболее полезным для них, они могут предоставить видеозаписи, на которых ученик принимает участие в семейных или социальных мероприятиях. Подобные материалы могут подать учителям куда больше полезных и конкретных идей, чем сухие отчеты и результаты тестирования.
Очень полезными бывают наблюдения за учеником в другом классе. Во время этих наблюдений нужно в первую очередь обращать внимания на успехи ребенка: Что получается у него хорошо? В чем она сильна? Что помогает ученику добиться успеха?
Некоторые ученики с аутизмом испытывают трудности во время изменений. У некоторых любые перемены в привычной обстановке вызывают сильный дискомфорт, а другим тяжело дается смена видов деятельности. Люди с аутизмом рассказывают о том, что изменения могут вызывать у них проблемы – если привычный распорядок нарушается, то они испытывают сильный стресс и чувствуют себя дезориентированными. Учителя могут минимизировать дискомфорт учеников во время изменений с помощью:
Очень часто учащимся с аутизмом трудно подолгу сидеть на одном месте или даже просто находиться в классе продолжительный период времени. Один из возможных подходов в такой ситуации – позволять ученикам больше двигаться и вставать с места. Однако некоторым ученикам достаточно просто манипулировать каким-нибудь предметом во время уроков. Я знаю одного ученика, которому нравится распускать нитки в лоскутках джинсовой ткани. Другому нравится сгибать и разгибать соломинку для питья, пока учитель дает объяснения.
Ученикам с подобной потребностью можно предложить мягкие мячики, пластиковые соломинки, размешивалки, нити с бусинами, резинки, тянущиеся игрушки и даже связки ключей с брелками.
Другой стратегией «удержания на месте» может стать разрешение рисовать во время урока. Многим ученикам, даже тем, у кого нет особых потребностей, проще сосредоточиться на лекции или занятии, если они рисуют какие-нибудь каракули в тетради.
Хотя некоторые ученики с аутизмом сверхорганизованы, другим нужна помощь в поиске нужных материалов, поддержании порядка в шкафчике и на парте, напоминаниях о том, что нужно принести в школу или забрать из школы. Подумайте о внедрении общей поддержки, которая поможет всем ученикам. Например, ученики могут прикрепить на свои парты небольшие списки дел, или хранить небольшие наборы материалов в классе, чтобы не носить их все время в портфеле. Кроме того, учителя могут:
Многих учеников с аутизмом успокаивает рутина и предсказуемость. Рутина работы в классе и поручения учителя могут предоставить ученику структуру, и в то же время это возможность для обучения и развития навыков. Если ученику нравится все раскладывать по порядку, ему можно поручить сбор оборудования для уроков физкультуры. Если ученику нравится порядок, то его можно попросить разобрать книги в библиотеке класса. В одной начальной школе Мария, ученица с аутизмом, стала ответственной за организацию обеда. Подсчет поднятых рук в столовой также помог ей повысить грамотность и навыки счета.
Некоторые ученики лучше всего работают, если им можно сделать паузу между заданиями или пойти на перерыв (погулять по коридору, потянуться, просто перестать работать). Некоторым учащимся понадобятся перерывы с прогулками – они могут продолжаться от нескольких секунд до 15-20 минут. Некоторым ученикам нужно будет погулять вдоль коридора один или пару раз, а другим нужно разрешать сделать круг по классу.
Один учитель, который осознавал важность таких учебных пауз, решил предложить их всем ученикам в классе. Он регулярно давал детям возможности для обсуждений (например, «Что вы знаете о вероятности?»), а затем предлагал им «поговорить и погулять» с соседом по парте. Через десять минут такого движения он сажал учеников на место и просил их подвести итоги их дискуссии.
По мере возможностей педагоги должны использовать интересы, сильные стороны, навыки и области знаний ученика в качестве инструментов для его обучения. Например, сильные стороны ученика можно использовать для развития межличностных отношений. Некоторые ученики, которым трудно поддерживать разговор и общаться “типичным» образом”, прекрасно находят общий язык с другими людьми, если общение связано с их любимым занятием или областью интересов.
У меня был ученик по имени Патрик, у которого практически не было друзей, и он очень редко говорил с другими учениками, пока однажды другой ученик не пришел в класс в футболке «Звездных войн». У Патрика тут же лицо просветлело, и он начал бомбардировать новичка вопросами о своем любимом фильме. Новый ученик был рад с кем-нибудь подружиться, и он начал приносить в класс свою коллекцию, связанную с научной фантастикой. Со временем эти два ученика стали хорошими друзьями с общими интересами, они даже организовали собственный клуб, куда могли приходить другие дети, которые играли вместе в настольные игры по научно-фантастическим фильмам.
Любой интерес, с которым ученик приходит в класс, можно сделать частью учебного плана. Если ученик любит погоду, попросите его написать сочинение о приливах, сделать реферат по веб-сайтам о формировании облаков, или провести собственный исследовательский проект о природных катастрофах. Если ученик увлечен Африкой, можно предложить ему переписываться с ребенком на этом континенте или попросить сравнить правительства некоторых африканских стран с правительством США.
Письмо от руки может быть огромным источником напряжения и проблем для детей с аутизмом. Некоторые вообще не могут писать от руки, а другие могут писать, но им трудно это делать. Почерк учеников может быть неряшливым и неразборчивым. Проблемы с письмом могут вызывать фрустрацию у учеников, они могут негативно реагировать на любые задания с ручкой и бумагой.
Чтобы поддержать ученика, у которого есть проблемы с письмом от руки, учитель может поощрять его или ее при каждой попытке что-то написать – слово, предложение или пару строк. Учителя также могут разрешить ученику пользоваться компьютером, планшетом или даже старомодной печатной машинкой на некоторых уроках. Кроме того, ровесники, волонтеры класса, учителя и другие специалисты могут стенографировать для ученика, у которого есть двигательные и моторные проблемы, чтобы ученик с аутизмом мог диктовать свои идеи и мысли.
Выбор предоставляет ученикам не только чувство контроля над своей жизнью, но и возможность получше узнать самих себя в работе и учебе. Ученики, особенно те, кому предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, лучше знают, когда в течение дня они более креативны, продуктивны и энергичны, какие материалы и поддержка им нужны, и каким образом они могут выразить то, чему они научились.
Можно включить выбор практически в любую часть дня в школе. Ученики могут выбрать, какое задание делать, какую роль играть в группе, какие темы изучать или какие задачи решать, как получать поддержку и помощь. Примеры выбора, который может быть предложен в классе:
Если ученикам предстоит научиться правильному поведению, то им нужно находиться в инклюзивной среде, чтобы видеть и слышать, как говорят и действуют их ровесники. Если ученикам нужно научиться социальным навыкам, то им нужно быть в пространстве, где они могут наблюдать и учиться у других людей в социальных ситуациях. Если ученикам нужна специальная поддержка для академического успеха, то учителям нужно наблюдать за учащимся в инклюзивном классе, чтобы определить, какая именно поддержка ему нужна.
Если правда, что мы учимся, делая, то лучший способ научиться работать с учениками с аутизмом в инклюзивном классе – это включать их в класс.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…