08.03.20

Исследование. Аутичные девочки в общеобразовательном классе: трудности и пути помощи

Статья британской учительницы и консультанта по работе с детьми с речевыми, языковыми и коммуникативными особенностями о результатах ее исследования о школьном опыте девочек с РАС

Автор: Виктория Хониборн / Victoria Honeybourne
Источник: Network Autism

 

 

Это результаты исследования, которое было представлено на конференции по аутизму в Бирмингеме в июне 2015 года. Поскольку я женщина, у который диагностирован синдром Аспергера, а также учительница и исследовательница в области особых образовательных потребностей, я думаю, было неизбежно, что рано или поздно мои личные особенности и профессиональные интересы пересекутся, и я начну заниматься исследованиями школьного опыта девочек с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Исследование

В данном проекте приняли участие 67 девочек и женщин. Их возраст варьировался от 14 до 50 лет, у всех было диагностировано РАС (в большинстве случаев это был синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм). У некоторых диагноз был поставлен в школьном возрасте, у некоторых – только во взрослом.

Данные исследования собирались с помощью очных интервью, онлайн-опросов и писем по электронной почте. Участницы исследования отвечали на вопросы о позитивных и негативных аспектах их учебы в школе. Также у них спрашивали предложения о том, как педагоги могут улучшить школьную среду для девочек с РАС.

Результаты исследования

Позитивный опыт

Все женщины, участвовавшие в исследовании, сообщили, что у них были сильные стороны, которые они могли использовать в школьной среде.

Многие говорили, что в школе у них был любимый предмет, связанный с их особым интересом, в котором они преуспевали. Это могла быть математика, естествознание, английский язык, история, изобразительное искусство и иностранные языки.
Другие женщины говорили, что они могли часами поддерживать сосредоточенность на определенных предметах и обладали исчерпывающими знаниями по отдельным темам, как правило, они были связаны со специальным интересом.
Некоторые делились позитивными воспоминаниями о занятиях в кружках или секциях, особенно если они были связаны с их специальными интересами, например, искусством или музыкой.

Упоминались следующие дополнительные занятия:

– шахматный клуб

– кружок любителей домино

– дополнительные занятия по иностранному языку

– волонтерство в школьной библиотеке (работа по организации книг)

Наконец, многие участницы указали, что некоторые личные особенности помогали им в школьной среде, а именно:

– внимание к деталям

– «тихое» поведение

– способность сосредоточиться

– любовь к чтению и науке

– логическое мышление

– желание помогать другим

– стремление к аккуратности в оформлении заданий

– хорошее воображение

У девочек с РАС было много интересов и сильных сторон, которые могли помочь им в школьной среде.

Существует необходимость признавать, поощрять и поддерживать их достижения в этих областях, что поможет поддержать самооценку и уверенность девочек в себе.

Кроме того, специальные интересы могут послужить поводом для знакомства с людьми с теми же увлечениями и развития дружеских отношений.

Негативный опыт

Дружба и отношения

Самые большие трудности, о которых сообщали участницы, относились к дружбе и умению поладить с другими людьми. Проблемы в этой области включали:

– желание/потребность проводить довольно много времени в одиночестве, но отсутствие такой возможности

– невозможность встретить сверстников со схожими интересами

– трудности в поддержании дружеских отношений с ровесниками

– изоляция и негативные переживания во время перемен и обеденного перерыва

– насмешки и травля со стороны других детей

– проблемы во время групповой работы с ровесниками

Все эти трудности способствовали чувствам одиночества, изоляции, ощущению себя «изгоем», а также развитию симптомов депрессии и тревожных расстройств.

Рекомендации для школ

Разработка структуры для неструктурированных периодов. Для учениц с РАС важно разработать расписание и предлагать им готовые варианты занятий для перемен и обеденных перерывов. Если ученики должны работать вместе, нужно предоставить четкое руководство и правила. Назначайте конкретные роли для ученицы с РАС и уточняйте, каковы ваши ожидания. (Также смотрите: «Школьные перемены и дети с РАС»).

Организация возможности пойти в «тихое место» и побыть одной. Школа может вызывать очень сильные перегрузки у детей с РАС. Очень важно, чтобы в школе было тихое место, которым они могут воспользоваться, и чтобы у детей с РАС была возможность пойти туда, чтобы побыть в одиночестве. (Также смотрите: «Как организовать сенсорный уголок для ребенка с аутизмом»).

Обучение и коммуникация

Другие сложности, о которых сообщали участницы, были связаны с обучением и коммуникацией. Особенности разных участниц сильно различались, что говорит о том, что две девочки с РАС не похожи друг на друга.

Для некоторых письменная коммуникация была гораздо проще, а с устной речью возникало много проблем. Динамика обсуждений в классе была для них слишком быстрой, и они теряли нить и не понимали, о чем идет речь.

Другие могли успешно работать над учебными заданиями самостоятельно, но у них возникали сложности во время групповой работы.

Для некоторых лучше всего работало самообучение, другим была необходима поддержка тьютора, третьим очень помогали дополнительные индивидуальные уроки.

Рекомендации для школ

Разрешайте и поощряйте альтернативные методы коммуникации и процесса обучения. Это может быть письменная коммуникация, тесты с выбором вариантов ответа, видео, наглядные материалы, предоставление плана урока ученице заранее, индивидуальные обсуждения. Современные методики обучения с активным вовлечением учеников могут не подходить ученице с РАС, которая может успешнее работать самостоятельно. (Также смотрите: «Как поддержать коммуникацию учеников с аутизмом в классе»).

Развитие сильных сторон учениц. Не ожидайте, что все ученики будут участвовать в уроке одинаковым образом. Предлагайте аутичным девочкам промежуточные варианты участия, чтобы поддержать постепенное развитие навыков (например, разрешите ученице с РАС вместо устного доклада перед классом записать доклад на видео в комфортной обстановке, и проиграйте это видео в классе).

Восприятие мира

Наконец, многие девочки и женщины в исследовании сообщали о том, что у них были трудности, связанные с тем, как они воспринимали мир.

Некоторые отмечали свои сенсорные особенности: они не могли работать при фоновом шуме, не переносили шум и запахи в столовой, чувствовали себя некомфортно с педагогами с громкими голосами.

Другим было сложно определить правила поведения или они не понимали, почему они должны подчиняться авторитету учителей. Они говорили, что не следовали правилам, если они казались бессмысленными или были непривычными, в противном случае они испытывали замешательство и повышенную тревожность.

Несколько респонденток говорили о том, что у них были сложности не из-за РАС, а из-за смежных проблем – низкой самооценки, депрессии, чувства одиночества, общего ощущения социальной изоляции. Многие говорили, что чувствовали себя невидимыми, застенчивыми, тихими, теми, кого игнорируют.

Восприятие мира

– Говорите прямолинейно, четко, без двойного смысла и сарказма. (Также смотрите: «Что такое экономия речи»).

– Подготовьте четкие и последовательные правила поведения в классе.

– Убедитесь, что девочка хорошо относится к самой себе. Помогайте ей принимать себя такой, какая она есть, подчеркивайте ее положительные качества.

Заключение

Это лишь очень краткое резюме крупного проекта. Возможно, главный вывод, который могут сделать педагоги на основе этого исследования – это необходимость определить, как лучше всего учится та или иная девочка с РАС. Позвольте девочкам опираться на их сильные стороны и поощряйте атмосферу, в которой нормально быть не похожей на других.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».