10.06.15

Новости Фонда: В Воронеже подготовят команды для помощи родителям детей с РАС

Основная задача команд – оказание помощи семье ребенка с особенностями развития в его воспитании и обучении

parentingstyle

27 мая состоялась установочная встреча с начальником отдела оказания лечебно-профилактической помощи матерям и детям Маргаритой Киньшиной, руководителем Областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» Ириной Петровой и специалистом Отдела специального образования и организации деятельности по опеке и попечительству Еленой Захаровой. Они представляют разные ведомства, но каждое из них планирует создание консультативных команд на своих площадках. Во время встречи обсуждался процесс создания команд, их обучение и их дальнейшая работа.

О том, что такое мультидисциплинарные команды и зачем они нужны, рассказывает один из руководителей проекта Татьяна Медведева, педагог-психолог ГБОУ «Наш дом» (Москва)

Мы сегодня много говорим об инклюзии, но первый социум, в который должен быть включен такой ребенок, – это его семья. Очень многому он учится в процессе повседневной жизни и в игре. И даже если с ним регулярно занимаются специалисты, он не всегда может применить усвоенное на занятиях, когда возвращается домой. Ведь родителям, хоть они сильнее всех заинтересованы в развитии своих детей и проводят с ними обычно больше всех времени, бывает трудно определить, что важнее именно сейчас – выучить с ребенком буквы или научить его есть ложкой, позвать его с готовить обед вместе с мамой или включить ему на это время развивающую игру на компьютере. Наша задача – помочь родителям сориентироваться, чтобы создать дома стимулирующую обстановку.

Для этого привычной формы «домашних заданий» оказывается недостаточно. Специалисты не могут составить программу, учитывающую семейный уклад, интересы и привычки. В ней нет рекомендаций о том, что делать родителям в каждой конкретной ситуации. Коллегиальные консультации помогут им самим понять, какие трудности испытывает ребенок на данном этапе развития и заметить особенности взаимодействия с ним. Для этого специалисты во время обследования обращают внимание родителей на то, что им кажется важным в поведении ребенка, и на основании уведенного обдумывают вместе с ними, какие изменения те могли бы внести в свою повседневную жизнь, для того чтобы ребенок активнее в нее включался, как с ним общаться, чтобы быстрее развивалась речь, во что с ним полезно играть и что можно делать с мешающим поведением. Если требуется медикаментозная коррекция, то обсуждается эффект, который ожидается от применения препаратов. Если ребенок много времени проводит с бабушкой или няней, то полезно, чтобы они тоже присутствовали на консультации.

Надо отметить, что мультидисциплинарные команды в Воронеже уже существуют, например, такие команды есть в «Парусе Надежды». Но обычно их работа в большей степени направлена на постановку диагноза и определение коррекционного маршрута, чем на работу с семейным окружением и создание стимулирующей обстановки дома.

Обучение консультативных команд предлагаемому подходу будет состоять их четырех семинаров с 2-3-х месячным промежутком между ними. В программу будут включены не только семинары и тренинги, но и супервизии. После первого семинара команды должны начать непосредственно применять полученные знания и проводить видеосъемку своих консультаций, чтобы во время следующего семинара они могли обсудить свою работу и задать возникающие вопросы. Эти супервизии будут проводиться в присутствии членов других команд и одновременно способствовать расширению их практического опыта. Научное сопровождение проекта будет осуществлять Йельский университет.

Планируется, что команды будут работать в Центрах ментального здоровья (Департамент здравоохранения Воронежской области), реабилитационном центре «Парус надежды» (Департамент социальной защиты), лекотеках и ЦППРК (Департамент образования, науки и молодежной политики).

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».