11.07.14

Вопрос-ответ. В любой непонятной ситуации составляйте расписание!

Рекомендации клинического психолога по преодолению проблем с самоорганизацией и инициацией действий при аутизме

Автор: Билл Нейсон / Bill Nason
Источник:
Autism Discussion Page

 

check-list_to-do

 

Многим людям с аутизмом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) бывает сложно справиться с домашними делами или большими проектами. Для человека в спектре аутизма они требуют слишком большой организованности, планирования и многозадачности. И чем больше они думают о том, что надо что-то сделать, тем труднее им становится. Столкнувшись с крупной задачей, они испытывают перенапряжение от мыслей о физических усилиях и планировании. Кроме того, если задача для них скучна, то они просто не могут инициировать первый шаг, чтобы самостоятельно начать ее выполнение. Многие люди в спектре аутизма, как и люди с СДВГ, не могут сосредоточиться на скучной для них задаче. Тем не менее, чем дольше они ждут, тем больше дел накапливается, и это, в свою очередь, усиливает депрессию и тревожность.

По моему опыту, две стратегии обычно помогают справиться с этой проблемой. Делайте только короткие и простые задачи в один период времени и превращайте задачи в часть ежедневного расписания. Разбивайте каждое дела на небольшие и простые части и работайте над каждой из них только один непродолжительный период времени. Например, для работы по дому включите в ежедневное расписание дела на 20-30 минут один или два раза в день, желательно в одно и то же время дня.

Таким образом, задачи станут короткими и с ними будет легко справиться. Если они скучны, и вам трудно сосредоточить на них внимание, то сделайте задачу еще короче. Возьмите большой проект (например, уборка квартиры) и разделите его на маленькие задачи, которые вы будете выполнять каждый день (вымыть ванну в понедельник, пропылесосить во вторник и так далее). Превратите эти задачи в «рутину», часть ежедневного расписания. Все мы рабы привычки. Как только вы установите рутину (обычно это занимает шесть недель, в течение которых вы что-то делаете каждый день), она станет «привычкой», и ей будет проще следовать.

Всегда делайте задачу достаточно короткой, чтобы можно было сосредоточить на ней внимание, и всегда ставьте в расписании важные задачи перед приятными занятиями (любимыми интересами). Я предпочитаю запускать один раз стиральную машину каждое утро, а не ждать, чтобы полдня заниматься стиркой всю неделю. Если человек с аутизмом не может убраться в доме, то разделите уборку на небольшие и очень конкретные задачи, которые человек выполнит быстро и почувствует, что он чего-то добился. После выполнения задачи всегда выделяйте время для его предпочитаемого интереса (чтение, компьютер, видеоигра и так далее), который будет мотивировать его сделать эту работу снова.

Всегда ставьте короткие, нелюбимые дела до предпочитаемых занятий. В результате, человек получает награду дважды — когда ощущает, что он чего-то добился и когда занимается тем, что ему нравится.

Все зависит от того, как человек воспринимает задачу. Сосредоточьтесь на том, что он сделал, а не на том, что он так и не закончил. Если он должен справиться с большим проектом (уборка квартиры) и сделал лишь его треть, потому что он не смог добиться нужной самоорганизации, то важно, чтобы он не чувствовал поражения, депрессии и снижения мотивации заниматься этим снова. Тем не менее, если цель состоит в выполнении одной очень простой задачи, то человек выполнит ее и почувствует себя хорошо. Прекращайте все тогда, когда человек еще справляется, не перенапрягайте его. Не надо работать до истощения или отупения от скуки. Он вспомнит об этом в следующий раз и «уговорит» себя не заниматься этим. Короткие и простые задания!

Кроме того, многие люди в спектре аутизма не могут правильно определить время, которое потребуется для выполнения той или иной задачи. Им может казаться, что за короткий период времени они должны сделать огромный объем работы. Они то и дело приходят к выводу, что смогут сделать больше работы за короткий период времени, чем они обычно могут. Они торопят себя, начинают испытывать тревожность, а затем впадают в депрессию, когда не делают намеченного. Если вы думаете, что какая-то работа займет 15 минут, то дайте человеку с аутизмом 30 минут на ее выполнение. При составлении расписания всегда добавляйте как минимум 15 минут к каждому заданию, которое, по вашему мнению, займет 30 минут. Задача будет выполнена, без спешки, человек почувствует себя лучше и будет продуктивнее!

Помните: маленькое дело, доведенное до конца, это лучше, чем большое дело, по большей части не оконченное. Сделайте совсем немного, выделяйте больше времени, чем ожидается, и всегда планируйте занятие для удовольствия и отдыха после выполненного дела. В результате, человек будет удовлетворен и мотивирован заниматься этим в будущем.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».