29.02.16

Вопрос-ответ. Семь советов по приучению к туалету невербальных детей с аутизмом

Психологи о том, как помочь ребенку с очень ограниченной коммуникацией успешно пользоваться туалетом

Источник: Autism Speaks

 

toilet_visual_schedule

 

Нам нужна помощь в приучении к туалету нашего семилетнего ребенка. Его речь очень ограничена.

На вопрос отвечают психологи Кортни Апонте и Дэниель Мрузек из медицинского центра Университета Рочестера, США, который входит в Сеть лечения аутизма организации Autism Speaks.

Отличный вопрос! Многие дети с аутизмом учатся пользоваться туалетом намного позднее сверстников. Такая задержка может объясняться несколькими причинами.

— Многие дети с аутизмом имеют общую задержку психического развития. Это значит, что они учатся новым навыкам медленнее, чем другие дети.

— Многим детям с аутизмом трудно отказаться от привычной рутины, в данном случае, от подгузника. Кроме того, в течение дня у ребенка относительно мало возможностей потренироваться в использовании туалета, так как он нужен ребенку лишь ограниченное количество раз.

— Коммуникативные трудности, например, ограничения речи у вашего сына, однозначно усложняют ситуацию для многих детей в спектре аутизма.

— Довольно часто у детей с аутизмом развивается тревожность, связанная с туалетом.

Например, некоторые дети с коммуникативными трудностями не смогут понять вопрос: «Тебе нужно сходить в туалет?» Либо они могут не знать, как на него ответить, или как дать понять взрослому, что им нужно в туалет.

Даже невербальная коммуникация может быть затруднена для детей с аутизмом. В нашей практике родители часто рассказывают, что их дети не проявляют обычных признаков того, что им нужно в туалет. Например, дети не скрещивают ноги, не держатся рукой за пах и не начинают ерзать. Другими словами, некоторые дети «делают это без предупреждения», и родителям сложно вовремя отвести ребенка в туалет.

Хорошие новости в том, что есть несколько стратегий, которые могут помочь детям с аутизмом преодолеть проблемы с приучением к туалету. Вот наши любимые стратегии:

1. Когда дело касается коммуникации: лучше меньше, да лучше!

Используйте простые и понятные фотографии и изображения для визуального расписания или визуальных подсказок. Сопровождайте визуальные подсказки простыми и четкими фразами, чтобы ребенок понял, чего вы от него ожидаете. Например, покажите на изображение унитаза и скажите: «Пора в туалет», вместо того, чтобы спрашивать: «Ты сейчас не хочешь сходить в туалет?»

По нашему опыту, наиболее эффективный подход, когда родители дают устную инструкцию одновременно с визуальной поддержкой, а после этого тут же ведут ребенка в туалет без дополнительных дискуссий на эту тему.

2. Переходите на обычное нижнее белье как можно раньше. Не откладывайте!

Мы понимаем, что этот шаг пугает многих родителей. Но по нашему опыту это очень важно. Давайте признаем — современные подгузники слишком хорошо впитывают. Дети, в результате, совсем не чувствуют мочеиспускания. Переход на обычное нижнее белье помогает ребенку начать ассоциировать «оплошности» с дискомфортом от мокрого белья.

3. Не поднимайте шума из-за «несчастных случаев»

Если ребенок испачкался, то никак это не комментируйте, не обсуждайте, не стыдите, не уговаривайте, не дразните и вообще не акцентируйте на этом внимание. В противном случае, вы рискуете закрепить это поведение. Просто спокойно напомните ребенку, что в следующий раз нужно воспользоваться туалетом. Затем помогите ребенку переодеться с минимальной речью и вниманием. Приберегите все свое внимание и фанфары для тех случаев, когда ребенок воспользуется или хотя бы попытается воспользоваться туалетом.

4. Награждайте желательное поведение

Определите занятия, игрушки или лакомства, которые будут сильно мотивировать вашего ребенка. Приберегите их для успехов ребенка в освоении туалета, и не предоставляйте их ребенку в другое время — только за успехи в использовании туалета. С большой вероятностью, ваш ребенок будет больше стараться добиться успеха, если это станет для него единственным способом получить что-то желаемое.

Очень важно предоставлять награду сразу же после того, как ребенок воспользовался туалетом. Не ждите! Чем быстрее вы предоставляете награду, тем быстрее ребенок усваивает навык.

И не забывайте о визуальной поддержке. Например, если вы составляете расписание по использованию туалета в картинках, то включите в него изображение награды. Или используйте доску «Сейчас-потом» из двух изображений, чтобы проиллюстрировать основную идею: «Сначала воспользуйся туалетом, потом ты получишь свою награду». Пример такой доски находится ниже.

На ранних этапах обучения награждайте ребенка за каждый маленький успех — даже за каплю мочи в унитаз. Это очень важное поведение, которое можно сформировать только во время последовательных походов в туалет.

5. Используйте награды для коммуникации

Иногда награды помогают вам сообщить ребенку, чего вы от него ждете. Это особенно важно для детей, которые с трудом понимают речь и правила «сначала, потом».

Например, ваш ребенок может не понимать слов: «Если пописаешь в унитаз, то сможешь поиграть на планшете». Возможно, ему станет понятнее, если вы увеличите его шансы на успех и получение награды. Как это сделать? Попробуйте следующее:

1. В день, когда вы оба находитесь дома, побуждайте его пить больше обычного. Это увеличит шансы, что когда вы отведете его в туалет, он действительно помочится в унитаз. Награждайте каждую струйку!

2. Проанализируйте закономерности «несчастных случаев» у ребенка. Полезно записывать время и места каждого такого случая в течение нескольких дней. Так вы сможете увидеть закономерность. Например, вы можете заметить, что после стакана воды, молока или другого напитка ребенок обычно писает примерно через полчаса. Используйте эту информацию, чтобы отводить его в туалет в наиболее подходящее время.

3. Помните, что награды должны быть немедленными и последовательными. Это повышает шансы, что ребенок поймет связь мочеиспусканием в унитаз и получением награды.

6. Развивайте возможности ребенка для коммуникации

Очень важно, чтобы дети с ограниченными речевыми возможностями, смогли сообщить о необходимости использовать туалет. Когда ребенок начнет пользоваться туалетом тогда, когда вы его туда приводите, пора учить его, как сообщить вам о том, что ему «надо».

Подумайте об использовании визуальной поддержки, например, изображения унитаза. Такое изображение можно прицепить на веревочке на пояс или в петлицу рубашки, чтобы он всегда мог с легкостью указать на него. Если ваш ребенок использует устройство для коммуникации, то вы можете включить в него соответствующее изображение, при нажатии на которое будет звучать просьба пойти в туалет.

В идеале вам нужно, чтобы ребенок пользовался этими подсказками каждый раз, когда у него полный мочевой пузырь. Для этого вы можете увеличить промежутки, через которые вы водите его в туалет без подсказки. Другими словами, вы предоставляете ему возможность почувствовать, когда у него полный мочевой пузырь, а также испытать облегчение от мочеиспускания в туалете. Как мы все знаем, это облегчение и является «естественной» наградой за использование туалета.

Как только ваш ребенок начнет лучше чувствовать, что у него полный мочевой пузырь или кишечник, он будет проявлять более явные признаки того, что ему нужно в туалет. Возможно, вы заметите, что он начинает раскачиваться, обнимать себя, чаще вокализировать, или как-то иначе показывать, что он готов сходить в туалет.

Иногда ребенок просто будет пристально смотреть на вас или в сторону туалета. Родителям и педагогам важно научиться замечать эти «знаки» и тут же подсказывать ребенку воспользоваться выбранным методом коммуникации, например, дать вам карточку с изображением туалета или нажать на соответствующую кнопку на коммуникативном устройстве. Обязательно награждайте ребенка за любые попытки коммуникации.

7. В случае необходимости обратитесь за профессиональной помощью

Родителям часто может пригодиться свежий взгляд специалиста, особенно если ваши усилия завели в тупик. Если несмотря на все старания ребенок все еще не научился пользоваться туалетом, то необходима помощь — поведенческого терапевта, специализирующегося на аутизме, врача или другого специалиста.

Также смотрите:

Как приучить ребенка с аутизмом к туалету

Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете

Что если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal