06.02.16

Новости Фонда: Ресурсные классы в Воронеже: первые итоги и задачи на будущее

В рамках круглого стола специалисты и представители госструктур обсудили работу ресурсных классов для детей с аутизмом

Автор: Людмила Шилина

В Воронежском институте развития образования (ВИРО) состоялся круглый стол по вопросам реализации регионального проекта «Обучение детей с РАС с использованием технологии прикладного поведенческого анализа». В нем приняли участие первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Г.П. Иванова, координатор проекта, проректор ВИРО А.Ю. Митрофанов, учителя, тьюторы, психологи ресурсных классов и групп, директора и завучи школ №6 и 92, детского сада №196, а также родители, представители общественных организаций «Искра Надежды» и «АутМама».

Вначале Г.П. Иванова отметила важность подобной встречи: впервые собрались, чтобы поделиться впечатлениями от проекта, все его участники и организаторы: и ВИРО, и Департамент образования, и директора школ, и учителя, и родители. “У нас наконец есть возможность увидеть и услышать друг друга, обсудить назревшие проблемы и решить, как двигаться дальше. Встречи в таком формате станут регулярными”, – сказала Иванова.

Затем А.Ю. Митрофанов подвел промежуточные итоги проделанной за полгода работы. В начале учебного 2015/1016 года в Воронежской области в рамках программы «Аутизм. Маршруты помощи» были созданы два ресурсных класса в СОШ №6 и №92 и две ресурсные группы в детском саду №196. Митрофанов подчеркнул, что обязательства, которые брал на себя департамент образования области по нормативно-правовому, финансово-экономическому, кадровому обеспечению, а также по организации процедур супервизии, выполнены. Остаются менее сложные вопросы, касающиеся ремонта школьных помещений, которые постепенно решаются.

Теперь главная задача, по словам проректора ВИРО, — повышение квалификации педагогов и их переподготовка. С марта начинают работу курсы, а к сентябрю в области должны появиться новые профессиональные кадры. Есть уже и те, кто готов продолжать осваивать метод АВА-терапии — что, как выразился проректор ВИРО, «станет первым камнем в фундамент воронежского пула носителей этого метода». Это тем более необходимо, что внешние супервизии стоят очень дорого, поэтому необходимы собственные специалисты. В ближайших планах также стоит вопрос о том, чтобы добавить в штаты школ логопедов и дефектологов, которые будут работать и с детьми ресурсных классов.

В ресурсных группах детского сада эти специалисты уже работают, а кроме того есть музыкальный руководитель и учитель физкультуры, прошедшие специальное обучение. По словам заведующей детским садом №196 Л.В. Пальчиковой, главная трудность для детей с РАС на первых порах — просто зайти в группу. Поэтому основной образовательный процесс состоит в освоении пространства. Для каждого ребенка с аутизмом в детском саду составлена индивидуальная образовательная программа.

Говоря о проблемах, родители дошкольников попросили перевести детей на полный день, со сном и питанием. Поднимался вопрос об обязательном обучении специалистов методу альтернативной коммуникации PECS. Заведующая детским садом подчеркнула необходимость сотрудничества с реабилитационным центром «Парус надежды», поскольку все дети из детского сада его посещают и требования специалистов разных учреждений должны находиться в единой плоскости, а сейчас они не во всем совпадают.

Затем о своей работе рассказала директор СОШ №92 Н.В. Пыхова. Пока, по ее словам, социализация детей из ресурсного класса происходит в основном за счет общешкольных массовых мероприятий. «Образовательной инклюзии у нас пока нет. Но главное — дети находятся в школе, отношение к ним со стороны сверстников позитивное: они вместе ходят в столовую, общаются на переменах. Налажено постоянное взаимодействие с родителями». Пыхова сказала, что анкетирование среди педагогов и среди родителей учащихся (в том числе и нейротипичных) показало положительное отношение к проекту.

Учитель СОШ № 92 Н.В. Лахина сказала, дети успешно осваивают индивидуальные программы, которые были для них подготовлены. Один ученик начал посещать уроки в обычном классе, пока по 15 минут. А другой ее подопечный даже принимал участие в конкурсе чтецов.

Когда речь зашла о повышении квалификации педагогов, Лахина подчеркнула необходимость обучения также родителей детей с аутизмом. Родители попросили включать их в обучающие семинары на правах вольнослушателей, чтобы эффективнее помогать своему ребенку. А.Ю. Митрофанов отметил, что обучение педагогов и родителей — это ближайшая задача на 2016 год. Проблема в том, что на обучение родителей придется привлекать внебюджетные средства, обращаться за помощью к фондам. Тем не менее, на 2016 год заложено достаточное финансирование ресурсных классов и групп, в него включены средства и на заработную плату, и на приобретение учебников и пособий, создание условий, повышение квалификации, ремонт. Законом «О бюджете Воронежской области» на обучение ребенка с РАС заложено 620 тыс. руб. в год, что в 10 раз больше, чем на обычного школьника.

Подводя итоги круглого стола, Г.П. Иванова призналась: «Еще полгода назад, когда все только начиналось, нам всем было по-настоящему страшно. Мы начинали работать с детьми, информацией про обучение которых педагоги владели, в лучшем случае, на пять процентов. Через полгода мы подводим некоторые итоги, которые дают нам надежду на успех. Но мы не будем почивать на лаврах, работы еще очень много».

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».