07.09.14

Вопрос эксперту. Повлияет ли смена диагноза на АВА-терапию?

Сертифицированный поведенческий аналитик отвечает на вопросы родителей


 

katerina

 

На вопрос отвечает Екатерина Жесткова, педагог-психолог, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA) и консультант (Самара).

После 12 лет дочери изменили диагноз «атипичный аутизм» на «шизофрения». В связи с этим даже были проблемы с направлением на обучение. Играет ли это роль при ПАП-терапии?

Я работаю в области Прикладного поведенческого анализа, поэтому проконсультировать вас в области постановки или изменения диагноза не смогу, это должен сделать врач. В любом случае вы можете уточнить у специалиста с чем именно связано такое изменение диагноза и следует ли вам что-то предпринять в связи с этим.

Для специалистов в области Прикладного поведенческого анализа важно не столько изменение диагноза (хотя об этом их нужно предупредить), сколько уровень развития навыков ребенка и особенности его поведения.

При построении АВА-программы главный вопрос звучит так: «Что ребенок делает и чего он не делает?» Если ребенок не делает чего-то, что сейчас ему необходимо, мы будем его обучать этим навыкам. Если ребенок делает что-то потенциально опасное или препятствующее включению в коллектив сверстников, то такой вид поведения нужно исследовать и перевести в режим коррекции. В любом случае, вмешательство начинается с изучения поведения, сбора данных, тестирования уровня навыков ребенка. Именно эти данные и служат основой для построения программы вмешательства.

При работе с девочкой подросткового возраста я бы обязательно обратила внимание на развитие ее навыков общения в целом и особенно на то, как складываются ее отношения со сверстниками. Нужно научить девочку ухаживать за собой, быть опрятно одетой и причёсанной, обучить пользоваться женскими средствами гигиены. В моей практике был случай, когда мы совместно с мамой обучали девочку-подростка тому, что черные носки не подходят к розовой юбке, а рубашка в клеточку к брюкам в полоску и это было важно, потому что неправильный подбор одежды приводил к тому, что дети в классе смеялись над ней.

Еще одно направление работы — обучение ребенка хозяйственной деятельности, навыкам содержания в порядке своего жилья и своих вещей. В 12 лет девочка может выполнять много маминых поручений, заботиться не только о себе, но и о близких.

Важно вместе с ребенком найти занятие по душе и научить сына или дочку проводить свободное время. Если ребенок не знает, чем ему заняться, велика вероятность появления нежелательного поведения, особенно в подростковом возрасте.

Подведем итог сказанному выше: при работе с девочкой 12 лет нужно обратить внимание на развитие навыков общения, навыков гигиены и самообслуживания, навыков проведения свободного времени и (при необходимости) коррекции нежелательного поведения вне зависимости от диагноза ребенка.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».