08.08.13

Вопрос-ответ. Почему следует избегать наказаний как метода коррекции поведения при аутизме?

Эффективность наказаний при проблемном поведении — всего лишь иллюзия

Перевод: Ольга Шебарина
Источник: Autism-help.org

 

Punishment copy

 

Наказание является своего рода штрафом за поведение. Это что-то неприятное, чего человек обычно старается избегать. В дальнейшем наказание определяется как негативная реакция на поведение. Наказание лишает человека возможности и права принимать свои собственные решения и брать на себя ответственность за свое поведение.

Даже в наиболее тяжелых случаях аутизма людям может быть предоставлен выбор и возможность взять на себя ответственность за свое поведение. Исследования и практика показывают, что дисциплинарная стратегия, основанная на наказании, является неуместной в подавляющем большинстве случаев.

Вместо этого рекомендуется коррекция поведения, основанная на поощрении положительного поведения, а не на наказании. В разных странах мира люди по-разному относятся к наказаниям за плохое поведение. Эти различия зависят от культуры и установок общества в целом и его членов.

История наказания

Наказание используется на протяжении веков в качестве немедленного ответа на неуместное поведение и непослушание. Традиционно, модификация поведения была связана с контролем и устранением неуместного поведения, и полагалась на ограничительные меры и вызывание отрицательного отношения к такому поведению. Такой подход ничего не меняет. Есть несколько причин, почему люди продолжают использовать наказание как стратегию управления поведением, несмотря на его неэффективность.

Поощрение того, кто наказывает

Наказание обычно позволяет почувствовать власть и контроль над поведением другого человека. Очень часто, после особенно трудного или эмоционального инцидента, человек чувствует необходимость восстановить контроль над ситуацией, подтвердить свои полномочия. Желание мести и возмещения ущерба за поведение является естественным чувством, как и желание изменить поведение человека, защитить его и других людей, выразить наши эмоции. Наказание приносит удовлетворение тем, кто наказывает, но не оказывает значительного влияния на тех, на кого оно направлено.

Отсутствие знаний об альтернативных методах

Во многих ситуациях люди могут чувствовать, что у них просто нет других вариантов реагирования на поведение.

Традиции воспитания детей

Родители часто используют наказание в воспитании своих детей. Это поведение было усвоено ими в культуре их семьи. Например, если не помоешь посуду, на неделю лишаешься телевизора. В результате, многие люди по-прежнему считают, что для взрослого человека это единственно верный метод реагирования на поведение ребенка.

Книги/практика среди специалистов/совет эксперта

Исторически сложилось, что специалисты и эксперты в этой области в своих текстах часто называли наказание наиболее эффективным методом коррекции проблемного поведения. Только в последние годы эта идея начала оспариваться.

Миф об эффективности

Этот метод реагирования на поведение, как правило, приводит к немедленному, хотя и очень краткосрочному изменению поведения в конкретных условиях. В результате, сложилось убеждение, которого многие придерживаются, что наказание является самым быстрым способом получить контроль над ситуацией.

Прошлый опыт подкрепления

Наказание позволяет получить контроль над ситуацией, хотя и не обеспечивает долгосрочных изменений в поведении. В результате, когда люди оказываются в сложной ситуации, требующей немедленного изменения поведения, они часто применяют наказание, поскольку такая стратегия имела немедленный результат в прошлом. Таким образом, наказание модифицирует не поведение того, кого наказывают, а поведение того, кто наказывает, так как он получает немедленное подкрепление и начинает наказывать все чаще.

Зачем использовать альтернативы наказаниям?

Альтернативные меры используются по ряду причин:

— Этические соображения

— Административные и правовые вопросы

— Эмпирические и клинические соображения

Этические соображения

Поведение происходит в нескольких различных контекстах. Наказание, однако, приводит к изменениям только в непосредственном контексте. Основной целью поведения является коммуникация, попытка донести какую-то информацию о человеке. Наказание же отрицает эту попытку общения. С этической точки зрения также важно, как такая реакция на поведение человека может сказаться на общем качестве его жизни.

Административные и правовые аспекты

Все большее количество стран принимают законы, запрещающие наказание как метод, и поощряющие достоинство, уважение и наименее ограничительные альтернативы.

Эмпирические и клинические соображения

Наказание не является эффективным методом изменения поведения в долгосрочной перспективе. Хотя оно и производит немедленный ответ и быстрое и значительное изменение в поведении, оно не побуждает к инициативе и не учит никакому альтернативному поведению для изменений в будущем. Общепринято, что наказание эффективно только тогда, когда угроза наказания сохраняется, но как только она исчезает, поведение, как правило, возвращается. Кроме того, наказание ухудшает отношения с человеком и почти всегда вызывает у него агрессивную реакцию.

Альтернативы наказанию

Родителям настоятельно рекомендуется изучить информацию о широком спектре стратегий управления поведением, которые предоставляют альтернативы наказанию.

Также смотрите:

О чем говорит негативное поведение при аутизме?

Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением?

Как определить функцию поведения при аутизме?

Спасибо Ольге Шебариной за перевод.
Share to Facebook
Share to LiveJournal