20.07.13

Вопрос-ответ. Почему поощрение должно предоставляться без задержки?

Немедленность поощрения — важный принцип для закрепления желательного поведения и обучения детей с аутизмом в рамках подхода ABA

Автор: Гевин Косгрейв / Gavin Cosgrave
Источник: Educate Autism

 

immediate

 

«Последствие поведения может быть наиболее эффективным подкрепителем, только если появляется сразу же после поведения» (Miltenberger (2008, p. 83).

Только маленькая или совсем небольшая задержка!

При реализации обучающей программы, если ученик демонстрирует целевое поведение, то очень важно предоставить ему поощрение с минимальной задержкой, лучше всего без задержки вообще (Malott & Trojan-Suarez, 2004).

Когда мы говорим «целевое поведение», то мы имеем в виду то поведение (или реакцию), которое вы хотели бы от ребенка. Например, вы просите ученика «показать собаку», когда целевое поведение должно состоять в том, что ученик показывает на собаку. В домашней обстановке, если вы просите ребенка сложить игрушки в шкаф, то целевое поведение состоит в том, что ребенок складывает игрушки в шкаф.

Немедленность поощрения

Этот принцип поощрения без задержки — иногда называют «немедленностью» поощрения. По сути, в идеальной ситуации во время обучающей сессии поощрение за целевое поведение должно предоставляться немедленно (Miltenberger, 2008).

Оптимальный сценарий — это 0 секунд между поведением и предоставлением поощрения, то есть полное отсутствие задержки (Cooper, Heron, & Heward, 2007).

Почему это важно?

Чтобы понять, почему это важно, давайте рассмотрим два примера, приведенных ниже. В этих примерах ученика учат различать цвета, указывая на карточки разного цвета. Если ученик правильно отвечает, указывая на нужный цвет, то его поощряют устной похвалой (например, «Отличная работа!») и жетонами в рамках экономики жетонов.

Пример первый: Учитель говорит «покажи синий», ученик показывает на карточку синего цвета, учитель говорит: «Отличная работа! Ты получаешь жетон!» и тут же дает ученику жетон.

Пример второй: Учитель говорит «покажи синий», ученик показывает на синюю карточку, которая падает на пол, при этом ученик нечаянно роняет карандаш, но учитель этого не замечает. Учитель подбирает упавшую карточку, после чего говорит: «Отличная работа! Ты получаешь жетон!» и дает ему жетон.

В первом примере ученик будет знать, за что именно получил жетон, но во втором примере он может решить, что причина — упавший карандаш.

Конечно, это слишком упрощенный пример для иллюстрации идеи, но между правильной реакцией ребенка и предоставлением поощрением может произойти все, что угодно.

Чем дольше учитель ждет, прежде чем предоставляет поощрение, тем выше шанс, что произойдет не целевое поведение, и в результате именно это не целевое поведение будет поддержано.

Значимость при приобретении новых навыков

Когда вы впервые учите новому навыку особенно важно следовать принципу предоставления поощрения без задержки, сразу же после целевого поведения.

Критически важно, чтобы ученики точно понимали, какой реакции ждет от них учитель, когда просит что-то сделать или задает им вопрос. Немедленное поощрение сразу после целевого поведения помогает учителю гарантировать, что ученики понимают, как именно нужно отвечать.

Если есть какое-либо сомнение в том, какая именно реакция ожидается, то это может привести к бессмысленной задержке в освоении навыка и увеличению времени обучения.

Надо всегда следить за тем, чтобы поведение и поощрение представляли собой «пару», и чтобы ученикам все было предельно ясно.

Без задержки… но не обязательно после каждого ответа

Необходимо разделить поощрение без задержки и поощрение после каждого целевого поведения.

Как уже говорилось ранее, предоставление поощрения без задержки особенно важно при обучении новым навыкам, однако по мере прогресса ученика поощрение очень часто уже не предоставляется после каждого верного ответа (Cooper, et al, 2007).

Это особенно важно, если ученику предоставляется осязаемое поощрение, например, пищевое или жетоны, которые можно обменять на любимое занятие или предмет. Надо отметить, что устная похвала почти всегда предоставляется после правильного ответа независимо от того, какого мастерства достиг ученик в задании.

Так что мы не просим предоставлять поощрение после каждого эпизода целевого поведения, мы говорим лишь о том, что если уж вы его предоставляете, то убедитесь, что время между поведением и поощрением минимально.

Поощрение можно предоставить через две, три, четыре (или больше) секунды после целевого поведения, но задержка возможна только если вы абсолютно уверены, что ученик полностью понимает задание.

Например, когда вы впервые учите ученика различать красный и синий цвета, то вы предоставляете поощрение после каждого правильного ответа. Когда учите его различать желтый и зеленый, то вы делаете то же самое.

Но когда вы переходите к различению красного, синего, желтого и зеленого, то вы можете решить, что в течение первых дискретных проб (попыток обучения), вы будете предоставлять жетон после каждого правильного ответа, но потом вы будете давать жетон после каждого второго правильного ответа, потому что вы уже знаете, что ученик умеет различать красный и синий, а также желтый и зеленый.

Конечно, в примере приведенном выше, если вы обнаружили, что ученик часто отвечает неправильно, то вам нужно будет вернуться к предоставлению поощрения после каждого верного ответа, чтобы снова укрепить этот навык.

Три причины, по которым это важно

Во-первых, если у вас есть ученик, который добивается мастерства в каком-то задании и при этом продолжает получать жетон или пищевую награду за каждый правильный ответ, то он будет меньше времени тратить на обучение, чем на поощрения (другими словами, дольше будет жевать или использовать жетоны для «оплаты» пятиминутной перемены на игровой площадке). Конечно, в экономике жетонов вы можете просто увеличить количество жетонов, необходимое для получения поощрения.

Во-вторых, получение жетонов или съедобных наград за каждый правильный ответ может начать отвлекать ученика и уменьшить уровень концентрации внимания. Иногда само по себе продолжение занятия может поддерживать мотивацию ученика, но если постоянно брать жетон и приклеивать его на доску жетонов, то это помешает непрерывному течению обучения.

В-третьих, в целом считается, что увеличение числа реакций, необходимых для получения подкрепителей, приводит к «более высокому уровню реагирования» (Miltenberger, 2008, p. 88). Другими словами, если поощрение становится труднее заработать, ученик начнет больше трудиться, чтобы его получить.

Связь со схемой поощрения

Изменения в уровне поощрения называются схемой поощрения. При обучении новому навыку ученик, как правило, получает «непрерывную схему поощрения», что означает, что во время обучения поощрение «непрерывно» предоставляется за каждый правильный ответ.

Когда становится очевидно, что ученик начинает осваивать навык, то схема поощрения может измениться на «прерывистую схему поощрения». Это означает, что поощрение предоставляется только после некоторых, но не всех правильных ответов.

Итоги

Основной вывод, который можно сделать из этой статьи: убедитесь, что вы всегда предоставляете поощрение своему ученику сразу же после целевого поведения. Это гарантирует «спаренность» целевого поведения и поощрения, и тогда ученики будут четко понимать, какие реакции необходимы, чтобы заработать свое запасное поощрение.

Ссылки

Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Applied Behaviour Analysis. New Jersey: Pearson Education.

Malott, R. & Trojan-Suarez, E. (2004) Principles of Behaviour. New Jersey: Pearson Prentice Hall.

Miltenberger, R. (2008). Behaviour Modification. Belmont, CA. Wadsworth Publishing.