24.02.15

Вопрос-ответ. Почему невербальных людей с аутизмом игнорируют во время разговора?

Что делать, если окружающие говорят при невербальном ребенке с аутизмом так, как будто его здесь нет

Источник: Autism Speaks

 

ignoring

 

Наш сын невербальный, но он прекрасно понимает, что говорят окружающие. Как нам убедить других людей, чтобы они перестали говорить «через его голову», как будто он не присутствует в той же комнате. Даже очень образованные люди, например, врачи, часто так поступают. Как мы можем повлиять на других людей?

На вопрос отвечает Люсия Мурилло, директор по исследованиям в образовании организации Autism Speaks.

Недостаток понимания, описанный вами, встречается довольно часто. Это, в первую очередь, связано с тем, что люди не всегда осознают, что коммуникация — это больше, чем просто речь. Языковые навыки каждого человека состоят как из «экспрессивного», так и «рецептивного» языка.

Экспрессивный язык позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания и потребности. Рецептивный язык — это способность понимать то, что сообщают другие.

Важно понять, а мне кажется именно это вам трудно донести до окружающих сына людей, что нехватка экспрессивного языка не означает, что у человека отсутствуют навыки рецептивного языка. Навыки рецептивного языка среди невербальных людей с аутизмом бывают самые разные.

Я понимаю, как вы можете уставать, повторяя одни и те же объяснения снова и снова. И это замечательно, что вы, как можно заметить, готовы заниматься информированием окружающих. Надеюсь, что я смогу вам в этом помочь.

Давайте начнем с пояснений насчет экспрессивного и рецептивного языка.

Экспрессивный язык — не только слова

Большинство из нас думает, что экспрессивный язык — это устная речь, то есть слова, фразы и грамматика. Но к нему также относится и невербальный язык. У каждого из нас есть невербальная коммуникация, например, жестикуляции, мимика, контакт глазами, поза и тон голоса.

Аутизм может быть связан с трудностями как с вербальным, так и с невербальным экспрессивным языком. Тем не менее, многие невербальные люди с аутизмом научились использовать жесты и изображения, чтобы сообщать о своих потребностях и интересах.

Рецептивный язык — понимание других

Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации. У большинства детей с аутизмом навыки рецептивого языка развиваются раньше и опережают развитие экспрессивного языка. Мы знаем, что младенцы и маленькие дети начинают понимать других людей до того, как они начинают использовать жесты и слова.

Способность воспринимать коммуникацию другого человека очень сильно варьируется среди людей с аутизмом. Такое разнообразие означает, что другим людям трудно предположить, каковы навыки рецептивного языка у вашего сына. Ваш опыт говорит о том, что это относится и к врачам, работающим с людьми с этим расстройством. Возможно, их опыт работы с невербальными детьми с аутизмом очень ограничен. Возможно, они не знают о том, насколько разными могут быть навыки рецептивного языка при аутизме. Как гласит одна пословица: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете только одного человека с аутизмом».

Так что хотя постоянный недостаток понимания со стороны окружающих может утомлять, вот несколько стратегий, которые помогут превратить такие эпизоды в возможность распространить знания об аутизме.

1. Говорите спокойно, но прямо. Проинформируйте тех, кто говорит «через голову» сына, что он понимает чужую речь, и что вы предпочитаете, чтобы другие люди включали его в разговор и обращались непосредственно к нему.

2. Создайте лист с личной информацией. Расскажите в нем про вашего ребенка, и что бы вы хотели объяснить про него окружающим. Давайте такой листок специалистам, которые работают с ребенком. Держите его под рукой, чтобы в случае необходимости поделиться им с новыми людьми в жизни вашего ребенка.

3. Станьте адвокатом своего ребенка (и всех людей с аутизмом) в своем сообществе. Подумайте об участии в родительском комитете или местной организации, где вы сможете информировать об аутизме. Помогите другим людям понять особенности, сильные стороны и трудности людей в спектре аутизма.

4. Напоминайте себе, что другие люди, как правило, действуют из благих побуждений. Однако большинство из них не поймет, что они неуместно ведут себя с вашим сыном, если вы не поделитесь с ними информацией. Не стесняйтесь активно предупреждать вопросы, которые окружающие могут постесняться задать. Если вы будете говорить об этом позитивно, то вы облегчите будущую коммуникацию для всех.

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».