05.09.13

Исследование. Отношение детей к людям с инвалидностью улучшается при контакте с ними

Общение или непосредственный пример общения с детьми с особенностями развития уменьшает дискомфорт в отношении инвалидности

Автор: Крис Уэллер / Chris Weller
Источник: Medical Daily

 

disabled nondisabled children

 

У детей, которые общались с детьми с инвалидностью, либо которые наблюдали, как с ними общаются другие дети без инвалидности, развивается более здоровое отношение к ограниченным возможностям здоровья, по сравнению с детьми без подобного опыта. Об этом говорится в результатах нового исследования.

Уровень инвалидности среди детей, в первую очередь, особенностей психического развития, растет. По последним данным, аутизм встречается у одного ребенка из 88, и у одного из 54 мальчиков. Так что крайне важно, чтобы современные дети научились жить рядом с людьми с различными видами инвалидности.

Согласно исследованию, которое было проведено Университетом медицинской школы Эксетера (Великобритания), чем чаще дети встречают людей с ограниченными возможностями здоровья, тем выше их комфорт при контакте с такими людьми. При этом подобный эффект распространяется не только на какую-то конкретную форму инвалидности, но и на самые разные отличия у других людей, с которыми дети сталкиваются в последующей жизни.

«Нам давно уже известно, что если интегрировать детей с инвалидностью в обычные классы общеобразовательных школ, то это меняет отношение к ним, — говорит автор исследования, Меган Макмиллан. — Мы же смогли установить, какое влияние оказывает большее присутствие людей с инвалидностью в повседневных ситуациях».

Инвалидность может сильно варьироваться по тяжести и природе и распространятся на любые функции человеческого организма. Это могут быть как относительно простые для понимания физические ограничения, например, нарушения слуха и зрения, так и различные ментальные нарушения, включая аутизм, шизофрению, биполярное расстройство и синдром Туретта. Последние виды инвалидности требуют гораздо большей медицинской помощи и чаще связаны с негативным отношением со стороны посторонних и незнакомых людей.

Исследование Макмиллан было призвано определить, как можно преодолеть дискомфорт при контактах с людьми с инвалидностью. В исследовании участвовали 1520 детей в возрасте от 7 до 16 лет. Они прошли опрос по оценке их отношения, контактов, сочувствия и тревожности в отношении людей с инвалидностью. Макмиллан определила, что чем чаще дети контактировали с людьми с инвалидностью, тем реже они испытывали тревожность, что улучшало их отношение к людям с инвалидностью в целом. Интересно, что исследование продемонстрировало одинаковую эффективностью прямых и косвенных контактов, в последнем случае дети лишь наблюдали, как другие дети без инвалидности играли с детьми с особенностями.

«Простое наблюдение за тем, как кто-то общается с детьми с инвалидностью или знание о том, что кто-то дружит с такими детьми, способно изменить отношение к лучшему. Такие «непрямые контакты» уменьшают тревожность и увеличивают сочувствие к людям с инвалидностью», — говорится в заявлении, выпущенном Британским психологическим обществом.

Дискриминация является самым главным барьером для общения детей без инвалидности и детей с ментальными и физическими нарушениями. Очень часто негативное и недоброе отношение связано с непониманием, вызванным тревожностью и отсутствием сочувствия. Макмиллан отмечает, что такие реакции связаны скорее со страхом и дискомфортом, чем с прямой враждебностью.

«Школы различаются по количеству учеников с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, — говорит она. — Мы можем предсказать, что если у детей будет больше возможностей для контакта с людьми с инвалидностью, то и отношение к ним станет лучше».

По оценкам ООН, в мире около 650 миллионов человек имеют ту или иную инвалидность.