14.02.17

Вопрос-ответ. Можно ли добиться улучшений всего за час АВА-терапии?

Часто родители могут позволить лишь 1-2 часа занятий АВА-терапией в день или неделю. Рекомендации поведенческого аналитика о том, как использовать это время с максимальной пользой

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

Jack_Mary01

 

И специалисты в области аутизма, и родители детей с аутизмом часто спрашивают меня, чего они могут добиться за 1 или 2 часа занятий с применением методик прикладного анализа поведения (АВА). Ведь часто семья или учреждение может позволить лишь час терапии в день или даже в неделю.

Было проведено много исследований об эффективности АВА-терапии при аутизме. Однако в большинстве этих исследований дети получали от 20 до 40 часов терапии в неделю. Это от 4 до 8 часов терапии каждый рабочий день. И такая интенсивная терапия рекомендуется в течение двух или трех лет.

Сейчас в США во многих регионах улучшается медицинское страхование для детей с аутизмом, и все чаще родители могут оплатить 20-40 часов АВА-терапии в неделю за счет своей медицинской страховки, потому что именно такая продолжительность терапии поддерживается исследованиями и рекомендуется экспертами.

Однако даже в США часто есть ограничения и долгие листы ожидания, чтобы получить необходимую терапию. Не говоря уже об остальном мире, где такая терапия попросту недоступна в большинстве стран. Так что для многих семей 20-40 часов в неделю звучат как недостижимая цель.

Что же делать, если ребенок получает помощь на основе АВА, но только в течение 1, 2 или 5 часов в неделю? По моему мнению, единственный возможный подход в такой ситуации — посвятить эти часы обучению других людей.

Худшее, что может сделать в такой ситуации поведенческий аналитик, логопед или тьютор – это сказать: «Привет, Джонни, пришло время заниматься АВА или пришло время работать над речью, идем со мной в кабинет или в комнату для терапии. А вы, мамочка, подождите здесь, он в вашем присутствии слишком сильно отвлекается. Так что давай, Джонни, садись со мной, я проведу с тобой логопедическое занятие или АВА-занятие за столом».

Тем временем, мама сидит в холле или у себя на кухне, если терапия проходит на дому, и так во время каждого АВА-занятия. Она понятия не имеет, чем занимается ее сын. И после того как занятие со специалистом закончится, она все так же не будет понимать, как лучше взаимодействовать со своим ребенком, как поощрять его говорить, или как уменьшить проблемное поведение.

На самом деле, чем меньше часов в вашем распоряжении, тем больше времени вы должны посвящать обучению родителей и других членов семьи. А если вы работаете в школе, например, если вы логопед или дефектолог, и у вас назначены индивидуальные занятия с ребенком, не надо просто приводить ребенка на часовое занятие в свой кабинет. Если у ребенка есть тьютор, пригласите его на занятие, или проведите занятие в коррекционном классе, где все могут наблюдать, что вы делаете.

Вовлекайте в свою терапию всех людей, которые находятся рядом с ребенком больше одного часа в неделю. Принципом вашей работы должна стать поговорка: «Не давайте человеку рыбу, дайте ему удочку».

Дети с аутизмом нуждаются в большом объеме АВА-терапии в течение всего своего дня. И специалисты в области АВА знают очень хорошие техники, и их задача — распространить эти техники на всю повседневную жизнь ребенка.

И совсем не обязательно применять эти техники «за столом». Они могут использоваться на улице, в магазине, в машине, в ванной, во время стрижки.

Мы также должны структурировать занятия так, чтобы вы понимали, как долго ребенок может продуктивно работать «за столом». Время, которое ребенок проводит на занятиях «за столом», должно зависеть от его индивидуальных особенностей и возраста. Мои клиенты могут сидеть за столом в течение часа без перерыва. Может показаться, что это очень много, но мы постепенно работали над этим, и им очень нравятся эти занятия. Очень часто мы начинаем с 15-минутных занятий и постепенно работаем над тем, чтобы их продлить.

Также смотрите:

Книга Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход»

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».