22.06.16

Вопрос-ответ. Может ли АВА помочь подростку с легкой формой аутизма?

Поведенческие аналитики об одном из распространенных заблуждений про АВА при аутизме

Источник: Autism Speaks

 

 

На вопрос отвечают поведенческие аналитики Сангву Канг и Жанин Стичтер из Центра аутизма и неврологических нарушений развития Университета Миссури (США).

Спасибо за ваш вопрос. Если говорить кратко, то прикладной анализ поведения или АВА может быть полезен для людей в любой части спектра аутизма и любого возраста. Для читателей, которые не знакомы с этим подходом, поясним, что АВА и другие поведенческие вмешательства в целом основаны на принципе положительного поощрения, которое усиливает полезные виды поведения, что, в свою очередь, способствует обучению и социальному развитию. Поведенческий аналитик также использует отсутствие поощрения, чтобы уменьшить или «погасить» вредные виды поведения, которые мешают обучению и развитию.

АВА является наиболее хорошо изученным и успешным подходом к терапии аутизма.

Это верно, что большинство исследований методов на основе АВА были посвящены раннему вмешательству для маленьких детей. В целом, эти исследования показывают, что чем раньше начинать поведенческое вмешательство, тем лучше будет долгосрочный прогноз. Именно это привело к акценту на раннюю диагностику аутизма.

Однако это не значит, что подросткам и даже взрослым с аутизмом не нужна помощь на основе АВА. Исследования и обширный клинический опыт показывают, что АВА помогает детям, подросткам и взрослым всего спектра аутизма — от легких до тяжелых форм.

Широкий спектр, общие принципы

Это так, потому что качественное вмешательство на основе прикладного анализа поведения всегда очень индивидуально, хотя и основано на одних и тех же базовых принципах. Таким образом, цели терапии для трехлетнего ребенка с аутизмом будут кардинально отличаться от целей для 15-летнего подростка с аутизмом. Однако техники терапии могут быть очень схожими. То же самое можно сказать и про двух людей на разных концах спектра аутизма.

Вы далеко не первый человек, который предполагает, что АВА не подходит при старшем возрасте или при не очень тяжелых нарушениях. Такая путаница частично объясняется тем, что АВА-терапия получила известность как эффективный подход для маленьких детей с тяжелыми формами аутизма и очень большими проблемами в обучении.

Для терапии таких детей часто применяется один из методов АВА — обучение отдельными блоками. Такое обучение ведется по очень четкому и систематическому протоколу с поощрением нужных реакций. Как правило, работа по этому методу ведется инструктором один на один. Как можно понять из названия, в рамках этого метода каждый навык делится на маленькие, «отдельные» компоненты, которым инструктор обучает один на один с положительным поощрением каждой реакции в верном направлении.

За пределами обучения отдельными блоками

Прикладной анализ поведения — это не просто «модификация поведения», а целая научная область. Это систематический подход к развитию и поддержки социально желательных видов поведения. Он основан на теории о том, что поведению можно научить и его можно усилить. Если же речь идет о социально неприемлемом поведении, данный подход делает акцент на выявлении и поощрении «замещающего» вида поведения. Например, если кто-то бьет других людей, чтобы привлечь их внимание, то это нежелательное поведение, которое необходимо заменить на другое, выполняющее ту же функцию.

Если речь о маленьком ребенке или человеке с серьезными нарушениями, то мы можем попробовать заменить удары по другим людям специальной карточкой с приветствием, которая позволит привлечь внимание других людей. Во время работы с ребенком мы будем использовать похвалу и небольшие, важные для ребенка награды, чтобы сделать карточку более предпочтительной, чем удары. Постепенно ребенок перестанет бить других людей и вместо этого будет прибегать к социально приемлемому способу привлечь чужое внимание.

ABA вне кабинета для терапии

Хотя прикладной анализ поведения наиболее известен как подход к раннему вмешательству при аутизме, он также может применяться для развития социальных навыков и других полезных видов поведения у подростков и даже взрослых.

Так как же может выглядеть АВА для детей с менее тяжелыми формами аутизма, подростков и взрослых? Для начала, такая терапия часто проводится не в специальном кабинете для терапии и не в специальном классе для аутичных детей. Обычно в этих случаях терапевт работает с человеком во время повседневных занятий и в тех местах, в которых он обычно бывает в течение дня.

Например, 12-летний школьник с легкой формой аутизма, вероятно, не будет бить других людей для привлечения внимания. Вместо этого он может подойти к группе других людей и без всякой преамбулы сказать: «Кто ваш любимый персонаж в “Звездных войнах”?». Понятно, что такое обращение не считается социально приемлемым приветствием и может привести к социальным проблемам. Сверстники могут проигнорировать мальчика или сказать ему, что он ведет себя странно.

Поведенческий аналитик в первую очередь постарается определить цель поведения мальчика. Возможно, таким образом он пытается завязать беседу. Терапевт может выработать замещающее поведение вместе с мальчиком, в данном случае, более подходящий способ поприветствовать кого-нибудь или подойти к группе.

Например, он может научиться говорить: «Привет! Меня зовут Зак. А тебя как зовут?»

Терапевт может помочь Заку научиться поддерживать очередность в разговоре. Например, он может использовать карточку очереди в разговоре, которую надо передавать друг другу каждый раз, когда подходит очередь отвечать. Либо, что еще лучше, Зак может потренироваться вести разговор не с терапевтом, а со своим другом, в то время как терапевт будет наблюдать и предоставлять необходимые подсказки. Как только Зак завершит разговор по очереди, он сможет одну или две минуты поговорить про своего любимого персонажа из «Звездных войн».

Этот пример включает все три базовых компонента АВА:

1. Терапевт проанализировал функцию поведения Зака.

2. Вместе они разработали социально приемлемое замещающее поведение, которое отвечает потребностям Зака.

3. Зак получает поощрение за новое поведение в той форме, которая для него важна (разговор про персонажей «Звездных войн»).

Цель этих шагов в том, чтобы помочь Заку быть успешнее в повседневной жизни. А более дружелюбные и предсказуемые реакции других людей в дальнейшем станут для него естественным поощрением этого нового поведения.

ABA в повседневной жизни

Другими словами, АВА может заменить проблематичные виды поведения на более социально приемлемые и развить наиболее эффективные формы поведения в повседневной жизни человека.

В заключение, мы хотели бы подчеркнуть, что очень важно найти терапевта с подготовкой в области АВА и опытом работы с клиентами старшего возраста и более легкими формами аутизма. Очень часто оптимальные программы для работы такого специалиста — это внешкольные программы и группы для людей с аутизмом, например, группы по развитию социальных навыков.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».