18.09.17

Интервью: «Кто кому сегодня помогает?»

Учитель физкультуры рассказывает о том, как дети с аутизмом выходят на общие уроки (лицей 1574)

139_школа1574_01.02.2016

Фото: Владислав Кобец

Елизавете Павловне Якубовской очень нравится, что к ней на уроки приходят дети с РАС. Она уверена, что таких ребят много и что они все чаще будут учиться в общеобразовательных школах, где для них необходимо создавать условия. Ну а начинаться все должно еще в педвузах, где обязательно должны преподавать методические основы работы с проблемным поведением у детей.

Фонд «Выход»: Есть ли методика, которой вы придерживаетесь на ваших инклюзивных уроках?
Е.П. Якубовская: У всех детей с особенностями – своя адаптированная учебная программа. Но я стараюсь максимально выбирать то, что могут сделать и дети из обычного класса, и дети из ресурсного, чтобы все были вместе. Например, разминочные элементы у всех одинаковые. Бегаем, на носочках ходим, на пяточках, на внутренней стороне стопы. Бывает, что дети из ресурсного постоят, посмотрят – и начинают повторять за всеми. Ну не с первого раза, так с четвертого, с помощью тьютора, пойдет и сделает. А потом уж сам. Но когда мы бежим, поднимая бедро вверх, для ребят с аутизмом сложновато. Поэтому одни бегут, другие идут, но тоже поднимают бедро. Главное ведь социализировать этих ребят, чтобы другие дети с ними общались на равных.
Фонд «Выход»: А как вы этого добиваетесь?
Е.П. Якубовская: Я даю обычным детям задачу, что они должны ребят с аутизмом чему-то научить, и им это страшно нравится. Чуть не дерутся, кто кого будет сопровождать. Мы всегда с этого начинаем урок: кто кому сегодня помогает?
Фонд «Выход»: Какие-то удивительные дети у вас в регулярном классе.
Е.П. Якубовская: Просто для них учитель – ролевая модель, они и на продленке в учителей играют. А я даю им возможность не понарошку, а по-настоящему побыть взрослыми, на этом строю свой урок. И дети из регулярного класса по-своему, по-детски, объясняют ученикам из ресурсного, как и что нужно делать: вот тут встать на носочки, тут согнуть руки, тут коленки.
Фонд «Выход»: Это первый ваш класс с инклюзией? Как вы начинали?
Е.П. Якубовская: Я пришла в школу пять лет назад. Вообще-то я мастер спорта по фигурному катанию, но мне захотелось работать в школе и я получила второе образование. А сейчас мы создаем детскую инклюзивную команду по гольфу. Мне очень хочется развивать детей с аутизмом и вообще детей с ОВЗ, они замечательные. Каждый по-своему прекрасен. И обычные дети от них без ума, честно. Они ими восхищаются, заботятся о них.
Фонд «Выход»: Вас учили, как работать с детьми с аутизмом?
Е.П. Якубовская: В школу приезжали специалисты, давали материалы, книжки, объясняли, как работать.
Фонд «Выход»: И как?
Е.П. Якубовская: Им очень важно поощрение. Например, Сеня любит секундомеры. И знает, что если он выполнит определенное количество заданий, то получит секундомер, поиграет, а потом вернет его мне. А Саша любит скакалки. И тоже знает, что, если он сделает определенное упражнение, я ему дам скакалку, и он будет играть. Для всех разное. Кому-то мячик, кому-то конфеты. Главное, чтобы дети не просто так получали поощрение, а обязательно понимали, за что. В принципе любого человека важно замотивировать, просто детей с аутизмом замотивировать легче.
Фонд «Выход»: Работе с такими детьми должны учить всех студентов педвузов?
Е.П. Якубовская: Конечно! С такими детьми очень интересно работать, мне это безумно нравится. Этих детей все больше, они будут в каждой школе. Поэтому, если люди идут в педагогическую сферу, им обязательно нужно учить основам работы с детьми с ОВЗ и с трудным поведением.