08.11.16

Вопрос-ответ. Поощрение: 5 самых типичных ошибок

Поведенческий аналитик перечисляет несколько типичных ошибок при использовании метода подкреплении желательного поведения

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

reinforcer-mistakes01

 

За годы работы я видел очень много поведенческих планов и очень часто наблюдал их реализацию. Как правило, поведенческий план включает подкрепление (поощрение) желательного поведения. Однако снова и снова я видел одни и те же ошибки в том, что касается поощрения ребенка. Вот несколько очень распространенных ошибок, на которые нужно обратить внимание:

1. Не определены поощрения именно для этого ребенка

Честно говоря, это самая распространенная ошибка — не проводилось никаких процедур, чтобы определить, какие предметы или занятия могут быть поощрением для конкретного ребенка. Например, многие любят мармеладных мишек, но у меня они вызывают рвотные позывы. Если вы будете давать мне мармеладных мишек, то это никак не повысит вероятность желательного поведения! Вы должны всегда помнить об индивидуальных различиях и проводить формальную оценку предпочтений ребенка, а потом уже составлять план в зависимости от выявленных предпочтений. (Также смотрите: «Как найти «сильное» поощрение для ребенка с аутизмом»).

2. От поощрений отказались слишком рано

Допустим, вы работаете с мальчиком по имени Гарольд, большим любителем порисовать на стенах. Вы разрабатываете для него план, когда он получает похвалу и внимание каждый раз, когда рисует на бумаге. В течение первых нескольких дней работы по плану рисование на стенах резко снижается. Все дружно решают, что поведение было «скорректировано» и поощрения внезапно прекращаются… А Гарольд снова начинает рисовать на стенах. Я то и дело наблюдаю этот сценарий (и время от времени сам наступаю на те же грабли). В конце концов, очень просто забыть о необходимости поощрять хорошее поведение. Для того, чтобы этого избежать, заранее составьте план того, как вы будете постепенно убирать поощрение, а также используйте какой-нибудь инструмент для напоминания, например, приложение с регулярными звуковыми сигналами, чтобы не забыть предоставить поощрение за желательное поведение.

3. Поощрения предоставляются непоследовательно

Гарриет постоянно пишет в своей тетради, и это мешает ей общаться с ровесниками. Ее учителя применяют дифференциальное подкрепление другого поведения — ей предоставляют поощрение, если она не пишет, а делает что-то другое. Однако учителя не сообщили о новом плане всем взрослым, которые имеют дело с Гарриет, так что поведение сохраняется в некоторых ситуациях, в том числе на школьных переменах, так что она продолжает упускать много возможностей для общения. Этой ошибки можно избежать, если составить четкий список ситуаций, в которых наблюдается нежелательное поведение, и какие взрослые присутствуют в этих ситуациях. Убедитесь, что все взрослые в списке знают о поведенческом плане и любых его изменениях.

4. Поощрение предоставляется с задержкой

Это может представлять серьезной проблемой в зависимости от поведения и окружающей среды. Скажем, вы работаете с мальчиком по имени Гек, который часто говорит нецензурные слова. Вы с командой составили план, согласно которому он будет получать поощрение за социально приемлемый язык. Вы решаете, что он будет получать жетоны, благодаря которым он сможет увеличить свободное время в конце учебного дня. Однако иногда, когда вы протягиваете ему жетон, он успевает выругаться как раз перед тем, как жетон окажется у него в руке. Пусть и непреднамеренно, но в этой ситуации вы будете поощрять его за ругань. Помните, что поощрение должно предоставляться сразу же после желательного поведения, чем раньше, тем лучше. Подумайте о ситуации и доступных материалах и составьте план, как можно увеличить скорость предоставления поощрений. (Также смотрите: «Почему поощрение должно предоставляться без задержки»)

5. Нет плана по переходу к естественным поощрениям

В конечном итоге, вы не хотите, чтобы поведение поддерживалось только искусственными условиями. План по подкреплению желательного поведения необходим, но ваша конечная цель — добиться того, чтобы поведение поддерживалось естественными поощрениями. Для этого нужно сначала выявить, какие это могут быть естественные поощрения. Например, для Гарольда это может быть ситуация, когда его рисунки вешаются на особое место, или их показывают всему классу. Для Гарриет это могут быть интересные ей игры с другими детьми. Как только вы определили такое поощрение, вы разрабатываете план, который гарантирует, что ученик будет контактировать с этими поощрениями. Для этого может понадобиться одновременное предоставление естественного и искусственного поощрения, а потом искусственное поощрение будет постепенно уменьшаться.

В заключение скажу, что поощрение — это совсем не такой простой метод, как кажется. Его долгосрочный эффект во многом зависит от того, сколько времени вы потратите на его планирование.

Также смотрите:

Как давать поощрение ребенку с аутизмом

В чем разница между поощрением и «подкупом»?

Может ли положительное подкрепление «не работать»?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».