10.11.14

Вопрос-ответ. Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия?

Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия

Источник: I Love ABA

 

aba-therapy-session

 

Как поведенческий терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие. Возможно, вы пришли в дом родителей, а ребенок заплакал и убежал от вас. Или вы работаете с ребенком в школе или центре, ребенок приходит к вам в кабинет, начинает кричать и разбрасывать вещи. Иногда ребенок вроде бы спокоен, но как только вы пытаетесь начать занятие, появляется нежелательное поведение.

У ребенка всегда будут хорошие и плохие дни, и это нормально, если он не проявляет бурной радости при каждом вашем появлении. Однако если ребенок дает деру от вас каждый раз, когда вы собираетесь заниматься с ним, проявляет нежелательное поведение, или вам приходится физически усаживать его за работу, то что-то определенно пошло не так, и вам пора действовать. Вы не хотите начинать занятия с разозленным, перевозбужденным и плачущим ребенком, который только и думает о том, как бы сбежать.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, специалисты всегда должны полагаться на хорошие, близкие отношения с ребенком, в которых вы «объединяетесь с приятными стимулами». Если ребенок постоянно пытается сбежать из-за стола или от вас, то ни о каком объединении не может быть и речи, вы становитесь нежелательным стимулом для ребенка. Кроме того, трудно себе представить, что после того как вы несколько минут тащили, а то и просто несли ребенка за рабочий стол, вы сможете провести продуктивное занятие. Представьте, что ваш начальник разбудит вас посреди ночи и потребует, чтобы вы отправлялись немедленно в офис и работали. Вряд ли вы будете в наилучшем состоянии для работы. А мы хотим работать с ребенком, когда он в своем наилучшем состоянии, или хотя бы близок к нему.

Наконец, успешная подготовка ребенка к занятию учит его навыкам перехода. Переход от состояния до работы к работе — это очень серьезная перемена, и если вы научите ребенка правильно переходить к занятиям, то ему будет проще делать небольшие переходы во время терапии.

Как правило, если у терапевта есть регулярные трудности с тем, чтобы усадить клиента за стол, это объясняется одной из трех причин: терапевт не провел правильного “сочетания стимулов” для ребенка, родители не подготовили ребенка к занятию должным образом, или терапевт недостаточно или неправильно поощряет ребенка во время занятия.

Объединение с приятными стимулами

Построение раппорта с ребенком также известное как «сочетание стимулов» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом. Сочетание — это прикладная стратегия, основанная на подкреплении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее. Цель объединения в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

Родители, обратите внимание — любой терапевт, который начинает работать с вашим ребенком, должен начать с объединения с приятными стимулами. Терапевт никогда не должен просто приходить и тут же предъявлять ребенку какие-то требования. Лучше потратить больше времени на объединение, чтобы потом, когда начнется работа за столом, ребенок был успешен и доверял терапевту.

Я всегда могу сходу сказать, когда объединение с приятными стимулами прошло успешно. Это значит, что перед занятием ребенок встречает меня с радостью и интересом. Это значит, что ребенок хватает меня за руку и пытается усадить меня за рабочий стол, или сам идет и садится за стол, или тут же бежит к двери, чтобы поприветствовать меня, когда я прихожу к нему домой. Это признаки успешного объединения, над которым надо работать не один раз, а постоянно. Если я давно не видела ребенка из-за болезни, отпуска и так далее, то мне нужно снова познакомиться с ним и вернуться к объединению с приятными стимулами. (Подробнее об этой технике читайте в статье: «Как установить контакт с ребенком с аутизмом»).

Подготовка ребенка к занятию

Терапевты, вам нужна помощь родителей, чтобы ребенок был готов к занятию. Вы можете быть самым веселым и удивительным терапевтом в мире, но если вы пришли домой к ребенку, который прыгает на диване, смотрит мультик и ест шоколадку одновременно, он, вероятно, весьма огорчится вашему приходу. Как правило, хотя бы за 30-45 минут до занятия родители должны начать напоминать ребенку о занятии. Например: «Скоро надо будет выключить телевизор, потому что придет Джейн». Родители также очень вам помогут, если будут использовать визуальное расписание на день, и если ребенок будет видеть, когда именно у него будет занятие с Джейн.

Родители, позаботьтесь, чтобы ребенок был сытым, чистым и сходит в туалет перед занятием. Терапевт не должен усаживать за стол ребенка, который хочет есть, пить или промок.

Подкрепление во время занятия

О подкреплении нужно говорить отдельно, но я хочу подчеркнуть несколько важных пунктов. Очень важно сохранять баланс между поощрениями и требованиями. Слишком много требований, и у ребенка начнется нежелательное поведение, или он попытается сбежать из-за стола. Слишком мало требований, и ребенок будет отключаться, отвлекаться, дурачиться или иначе развлекать себя. Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды ребенок будет охотно садиться за стол. Приходите к ребенку с сумкой поощрений и игрушек, и пусть ребенок сам отнесет «веселую сумку» в комнату для занятий. В комнате разрешите ребенку выбрать в сумке одну игрушку и отнести ее за стол. Это безболезненный и простой способ добиться сразу нескольких целей: отвести ребенка в комнату для занятий, поднять ему настроение, успокоить и обеспечить переход ребенка от перерыва к работе.

Ниже приводится кое-какая информация о подкреплении, которую я обычно объясняю терапевтам-новичкам:

Как терапевт вы должны в первую очередь определять, что может быть поощрением для ребенка, и ребенок должен ассоциировать вас с этими поощрениями. Это может произойти, когда вы просто будете давать ребенку желанные предметы, будете сидеть рядом, когда у него есть к ним доступ, или начнете играть с этим предметом вместе с ребенком.

Переходите к требованиям и устной речи очень постепенно, по мере того, как ребенок начнет все больше доверять вам и принимать ваше присутствие рядом. Когда даете ребенку печенье, скажите «печенье». Через какое-то время попросите ребенка повторить слово за вами. Другой способ перейти к требованиям — размещать поощрение все дальше и дальше от ребенка или требовать от ребенка речь для получения поощрения. Положите печенье в коробку, которую ребенок не может открыть самостоятельно, а когда он придет к вам за помощью, подскажите ему слово или жест «открыть», прежде чем откроете коробку. Таким образом, ребенок поймет, что у терапевта есть доступ к тому, что он любит, и терапевт начнет ассоциироваться с весельем и поощрением. Применение поощрений и объединение с ними — это необходимый первый шаг перед тем, как работать по любой программе.

Объединение с приятными стимулами — это важный навык, к которому нужно возвращаться с течением времени. Если ребенок болел, пропустил несколько недель терапии из-за отпуска, или у него появился новый терапевт, то необходимо вернуться к объединению, прежде чем начать работу. Перед началом занятия ребенок должен с готовностью подходить к терапевту, и объединение — это инструмент, который позволяет этого добиться. Когда ребенок регулярно подходит к вам, пытается контактировать с вами, хочет, чтобы вы присоединялись к его играм (особенно во время перемены), или с радостью приветствует вас, то это значит, что объединение прошло успешно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».