04.11.16

Вопрос-ответ. Как уменьшить повторяющиеся вокализации у ребенка с аутизмом?

Обзор трех исследований по уменьшению вокализаций с помощью прерывания и перенаправления

Автор: Абигайл Хоуи / Abigail Howe
Источник: BCOTB

 

vocalisation01

 

Дети с аутизмом часто нуждаются в помощи по увеличению социально приемлемого поведения и уменьшению неприемлемого. Повторяющиеся вокализации или вокальные стереотипии (повторение однообразных звуков, обрывков слов или слов) может быть необходимо уменьшить, если они происходят с высокой частотой. Это связано с тем, что вокальные стереотипии могут мешать окружающим людям и приводить к нежелательным социальным последствиям для ребенка. Кроме того, такое стереотипное поведение может мешать обучению ребенка в школе.

Любые стереотипные виды поведения трудно корректировать, потому что, как правило, они подкрепляются автоматически — приятными сенсорными ощущениями от самого поведения. Например, мальчик машет кистями рук у лица, потому что ему нравятся ощущения от потока воздуха на лице, или девочка постоянно облизывает пальцы, потому что ей нравится соленый вкус кожи.

Существуют разные подходы к коррекции стереотипий. Один из наиболее распространенных подходов — обеспечить ребенку доступ к этим ощущениям в определенное время и в определенных местах. Таким образом, получение данных ощущений связывается с определенными условиями, а в течение остального дня стереотипия уменьшается. В приведенных выше примерах можно позволить мальчику включать вентилятор около лица в определенное время, а девочке можно давать небольшие соленые лакомства в соответствии с определенным расписанием, и это может уменьшить их стереотипии в течение дня.

Другой подход к уменьшению стереотипного поведение — «блокировать» поведение, то есть помешать ему привести к сенсорной стимуляции. Например, если мальчик кусает свои пальцы ради тактильных ощущений, можно надеть на него перчатки, а если девочка бьется головой ради звука удара, можно помешать ей это делать. Такой подход «сенсорного угасания» применяется, чтобы уменьшить нежелательное поведение, не давая ему произвести сенсорную стимуляцию. Если поведение перестанет приводить к нужным сенсорным ощущением, то оно может уменьшиться.

Такие изменения в среде, как перчатки на руках, могут уменьшить поведение, но даже в этом случае необходимо обучать ребенка альтернативному поведению. Например, девочка, которой нравится звук от удара головой, может играть в барабан в подходящее для этого время, и также ее будет нужно учить просить барабан, если у нее возникнет потребность в этом ощущении.

Однако с такой стереотипией как вокализации возникают трудности, так как блокировать это поведение и обеспечить «сенсорное угасание» практически невозможно. Два исследования попробовали определить эффективность такой стратегии как «прерывание реакции и перенаправление» для уменьшения вокальных стереотипий. Еще одно исследование использовало требования в ответ на стереотипии и плату за реакцию для уменьшения вокализаций.

Если говорить кратко, то в рамках данного подхода вокализации «блокируют», потому что ребенка прерывают и просят выполнить серию требований, а затем перенаправляют его или ее на что-то другое. Идея здесь в том, что такое прерывание уменьшит в будущем вокализации и увеличит социально уместное поведение (ответы на вопросы, вокальную имитацию и так далее).

В одном исследовании (Ahearn et al., 2008) вокальные стереотипии определяли как не функциональную речь, не относящуюся к контексту ситуации, включая лепет, пение, стоны и повизгивание. В ходе исследования у двух мальчиков и двух девочек в возрасте от 3 до 11 лет значительно уменьшили вокальные стереотипии. Если у ребенка начиналась стереотипия, ему или ей давали серию заданий, требующих вокального ответа, что прерывало вокализирование.

Например, если ребенок начинал вокализировать, инструктор привлекал его внимание и просил выполнить задание на интравербальную реакцию (например, «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?») или эхо-реакцию (например, «Скажи “мяч”»), в зависимости от уровня функционирования ребенка. Задания предъявлялись ребенку до тех пор, пока ребенок не давал 3 последовательных вокальных ответа в отсутствие вокальной стереотипии. После третьего последовательного вокального ответа, педагог предоставлял социальную похвалу (например, «Ты так хорошо говоришь слова!»).

В этом исследовании у всех четырех детей уменьшились вокальные стереотипии, более того, у троих из них увеличилась функциональная речь.

В другом исследовании (Cassella et al., 2011) вокальная стереотипия определялась как различные вокализации и повторения слов и фраз. У двух мальчиков в возрасте четырех и семи лет были уменьшены вокальные стереотипии, когда после начала вокальной стереотипии им предъявлялась одношаговая инструкция. Например, если ребенок начинал вокализировать, инструктор привлекал его внимание и просил выполнить какое-то движение (например, «похлопай в ладоши»). После выполнения задания ребенку предоставлялась специфическая похвала (например, «Спасибо, что похлопал в ладоши!»). Результаты исследования показали, что хотя вокализации уменьшались во время применения программы, в ее отсутствие они снова увеличивались. Кроме того, хотя у детей уменьшились вокальные стереотипии, у них не увеличился уровень уместных вокальных реакций.

В третьем исследовании (Athens et al., 2008) вокальные стереотипии определялись как громкие, повторяющиеся, не связанные с контекстом вербализации (например, повторение слова «банан», когда оно не связано с ситуацией), а также как громкие, повторяющиеся, неразборчивые вокализации (например, «а-а-а-а»). Вокальная стереотипия одного 11-летнего мальчика была уменьшена с помощью серии вокальных инструкций и техники платы за реакцию (игрушку, с которой он играл, забирали на 10 секунд).

Например, если у ребенка начиналась вокальная стереотипия, инструктор привлекал его внимание и просил его выполнить задание на вокальную реакцию (например, «Какой это цвет?»). Если вокальная стереотипия продолжалась после выполнения задания, давалась следующая инструкция. Если вокальная стереотипия продолжалась и после второго задания на вокальную реакцию, вводилась плата за реакцию (например, временное удаление игрушки). Выполнение инструкций приводило к короткой похвале (например, «Молодец!»). Результаты показали значительное уменьшение вокальных стереотипий, а также то, что необходимости вводить плату за реакцию практически не возникало.

Эти исследования имеют как свои ограничения, так и практическую значимость. Во-первых, есть риск, что в этих исследованиях требования в ответ на стереотипию действовали как наказание. Снижение поведения с помощью наказания или угасания реакции всегда связано с риском развития нового проблемного поведения, так что обязательно нужно использовать положительное подкрепление вместе с прерыванием и перенаправлением. Кроме того, обязательно нужно обучать уместному поведению, которое может заменить то поведение, которое нужно уменьшить.

Наконец, в двух исследованиях использовались вокальные реакции, несовместимые с вокальной стереотипией. В одном исследовании требовалась двигательная реакция, что тоже могло уменьшить вокализации. Нужны дополнительные исследования, чтобы сравнить эффективность прерывания реакции и перенаправления с помощью вокальных требований и двигательных требований.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».