29.09.17

Вопрос-ответ. Как учить ребенка с аутизмом гибкости?

Поведенческий аналитик о том, как помочь аутичному ребенку легче воспринимать перемены

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Несколько лет назад я работал с шестилетним мальчиком по имени Терренс. У него был диагностирован аутизм. Это был очень веселый ребенок, как правило, он был в хорошем настроении, с удовольствием играл в поезда или смотрел телевизор, а его родители редко сталкивались с поведенческими проблемами… до того дня, когда дорогу по пути в продуктовый магазин начали ремонтировать, и они решили пойти домой другим путем. То, что произошло потом, многие называют истерикой: Терренс упал на землю, начал кричать и плакать и отказывался двинуться с места.

Многие родители, с которыми я работаю, могут рассказать похожую историю про случай, когда их ребенок с аутизмом столкнулся с неожиданным изменением в привычном распорядке дня. Изменения могут быть самыми разными: в магазин не завезли любимые хлопья, в школе ребенка встретила няня, а не мама, куртка, которую он носил два года, стала мала… На практике крайне трудно предсказать, какой именно аспект распорядка дня окажется принципиально важным для ребенка. Именно поэтому важно планировать такие изменения в повседневной жизни ребенка, постепенно обучая его гибкости.

Вот несколько идей о том, как можно это сделать:

Во-первых, подумайте о том, какие привычные события в течение дня с наибольшей вероятностью могут измениться. Составьте список таких возможных ситуаций, а потом начните думать о том, как можно решить такую проблему.

Во-вторых, вместе с вашей командой (членами семьи и/или специалистами, которые работают с ребенком) выберите 2-3 ситуации в течение дня ребенка, на которых вы сосредоточитесь в первую очередь. Обсудите, по какой причине эти события могут прерваться или измениться. Например, просмотр любимой телепередачи может быть отменен из-за изменений в телепрограмме или семейного события в это время. Во время обучения гибкости важно воссоздавать те изменения, которые с большей вероятностью произойдут в реальной жизни, и тогда у вашего ребенка будет возможность для практики.

Составьте план о том, как вы будете варьировать эти события. По сути вы должны запланировать изменения, но при этом вы заранее подготовитесь к тому, чтобы помочь ребенку вести себя хорошо. (Так вы с большей вероятностью добьетесь успеха, чем если перемены произойдут неожиданно или в последнюю минуту).

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был словарный запас для объяснения того, что происходит. Многих моих учеников я учу понятию «гибкий». Я могу сказать: «Мне так нравится, что ты был очень гибким», или рассказываю историю: «Иногда наши планы меняются, и мы должны быть гибкими. Это значит…».

Обязательно предоставляйте ребенку поощрение за желательное поведение, связанное с гибкостью! Четко дайте понять ребенку, когда он вел себя желательным образом и проявлял гибкость. На стадии планирования договоритесь, какое подходящее поощрение ребенок сможет тут же получить, когда произойдут запланированные изменения.

Если вы будете планировать изменения заранее, а также будете учить ребенка, как можно проявлять гибкость, то ему будет проще добиться успеха при неожиданных переменах.

Также смотрите:

Как научить ребенка с аутизмом понимать неожиданные перемены

Как облегчить переходы для ребенка с аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal