06.10.15

Вопрос-ответ. Как реагировать на проблемное поведение с целью получить желаемое?

Поведенческий аналитик о двух процедурах для реагирования на проблемное поведение ребенка с аутизмом

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

 

tantrums-procedure

 

Этим утром я стояла в очереди к кассе, и малыш передо мной устроил серьезную истерику, а через несколько рядов к другим кассам мальчик лет пяти закатил не маленький скандал. В этом нет ничего необычного, ведь большинство специалистов и родителей знают, что поведение бывает «заразным», и что из-за одного плачущего ребенка разрыдаться могут все. Мое внимание привлекает не это, а то как родители начинают реагировать на подобные ситуации. Как правило, в ход идут просьбы, мольбы, угрозы шепотом, строгие взгляды, конфетки/игрушки/связки ключей в качестве отвлекающего маневра, поиск сока или молока в сумке, либо ребенка просто берут на руки. Говоря кратко, типичная реакция родителей — это паника.

Когда я работаю с клиентами, моя задача — предоставить родителям максимум поддержки, информации и обучения, чтобы им больше никогда не пришлось паниковать в подобной ситуации. Нет ничего приятного, если ребенок устроил скандал в тихом магазине, когда рядом полно людей. Неизбежно, все будут глазеть на вас с осуждением, либо будут очень старательно не смотреть на вас.

Так что вопрос такой: «Как мне — терапевту/родителю/тете/дяде/бабушке — реагировать в такой ситуации?»

Важно понять, что прикладной анализ поведения (ABA) основан на принципах любого человеческого поведения, и эти принципы предоставляют вам бесконечное число вариантов для действий. Возможные стратегии ограничены лишь вашими знаниями.

Так что я предлагаю вам сейчас еще один вариант, который вы можете добавить к вашему арсеналу: процедура «счет и просьба».

Вы можете использовать процедуру «счет и просьба», если ребенок что-то хочет и использует неприемлемый способ, чтобы этого добиться (истерика, крики, агрессия). Фактически с помощью этой процедуры вы учите ребенка просить то, что ему нужно, уместным способом. Похожая процедура — «уйти и вырваться». Эта техника применяется в тех случаях, когда ребенок просит что-то, что вы не можете ему дать. Ниже приводятся подробные описания обеих процедур:

Ребенок что-то хочет, и он может это получить, но только не после нежелательного поведения.

Процедура счет и просьба

Скажите ребенку прекратить поведение или скажите ему «тихо» и начинайте считать. Вы можете считать вслух или показывая пальцы для обратного отсчета. Я, как правило, считаю до 10.

Если проблемное поведение продолжается во время счета, то начинайте считать заново. Однако не начинайте считать больше 3 раз (у ребенка есть только 3 возможности успокоиться).

Если ребенок убегает/уходит, прекращайте счет.

Если вы завершили счет, и у ребенка не было во время него проблемного поведения, то подскажите ребенку, как попросить желанный предмет или занятие с помощью приемлемой формы коммуникации (это может быть устная речь, жестовый язык, карточки PECS, указательный жест или прикосновение).

Предоставьте желанный предмет в ответ на правильную коммуникацию, обязательно поощрите ребенка за приемлемую просьбу.

Ребенок что-то хочет, но он не может это получить (дома).

Процедура уйти и вырваться

Скажите «нет», и, если ребенок примет такой ответ, предоставьте ему за это поощрение или похвалите.

Если началось проблемное поведение, уходите прочь от ребенка.

Не пытайтесь переключить ребенка на какую-либо деятельность.

Возвращайтесь только в том случае, если нужно обеспечить безопасность ребенка или целостность вещей, но при этом не разговаривайте и старайтесь как можно меньше смотреть на ребенка. Снова уходите от него.

Если ребенок начинает хватать или тянуть вас, то «отцепите» его и займитесь своими делами.

Если проблемное поведение прекратилось на 1 минуту, то вернитесь и направьте ребенка на какую-либо деятельность.

Ребенок что-то хочет, но он не может это получить (в общественном месте)

Процедура уйти и вырваться

Скажите «нет», и если ребенок принимает «нет», предоставьте ему поощрение.

Если началось проблемное поведение, дайте ребенку какую-нибудь инструкцию на сотрудничество, которая подходит месту, где находится ребенок. Например, в школе можно просто направить его на следующую деятельность («Собери игрушки»). Как только ребенок выполнил инструкцию на сотрудничество, вы можете его поощрить.

Если проблемное поведение продолжается, будьте готовы его игнорировать (помните, что вы игнорируете поведение, а не ребенка). Старайтесь, насколько это возможно, не вознаграждать неприемлемое поведение, например, не уходите из магазина, потому что ребенок не прекращает плакать.

Полезные советы

— Поощрение и подкуп — это не одно и то же. Если вы не уверены, что именно вы сейчас используете, спросите себя — желательное поведение, в результате, должно стать более частым или более редким. Это поощрение, только если в результате целевое поведение начинает происходить чаще.

— Хороший способ научить детей принимать ответ «нет» — это сначала учить их понятию «нет, но…». Например: «Нет, я не дам тебе мороженое, но ты можешь попить сока». Фактически вы сразу предоставляете ребенку альтернативный выбор. Впоследствии вы начнете использовать вперемешку «нет, но…» и просто «нет» до тех пор, пока ребенок не сможет принимать отрицательный ответ.

— Если процедура счет и просьба не сработала, подождите как минимум 10 минут, прежде чем попробовать снова. Не надо бросаться успокаивать ребенка или прекращать проблемное поведение любым способом. Ребенок поймет, что у него есть ограниченное количество возможностей для правильной просьбы, прежде чем вы уйдете, и возможность для получения поощрения исчезнет.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal