11.11.13

Вопрос-ответ. Как работать с аутичными детьми в секциях и кружках?

Рекомендации для тренеров и организаторов внешкольных занятий по работе с детьми с аутизмом

Перевод: Тамара Соломатина
Источник: National Autistic Society

 

schoolclub

 

Если вы спортивный инструктор или руководитель организованной детской группы вроде скаутских отрядов, секции или детского клуба, вам могут предложить включить в вашу группу ребенка с аутизмом. Вот краткое руководство о том, как справиться с его возможными особенностями.

Участие в спортивных командах или группах скаутов и юных натуралистов популярно среди детей и подростков. Детей с особыми потребностями побуждают включаться в такие занятия, чтобы улучшить их здоровье и дать им возможность завести друзей.

Аутизм — это хроническое расстройство, которое влияет на то, как человек общается с другими и относится к людям вокруг себя. Детям с аутизмом сложно выстраивать значимые отношения с другими людьми. Их способность заводить друзей ограничена, также как и их способность понимать выражения эмоций других людей. Все аутичные дети сталкиваются с проблемами в трех областях: социальное взаимодействие, социальная коммуникация и социальное воображение. Это называют «триадой нарушений при аутизме» Дети с аутизмом часто обладают повышенным уровнем возбуждения нервной системы, неприятием изменений и/или фиксацией на определенных предметах или темах, которые их особенно интересуют, например, динозавры или поезда. Некоторые аутичные дети могут иметь также сопутствующие нарушения обучения.

Аутизм влияет на разных людей по-разному и в разной степени, поэтому трудности и типы поведения, которые вы встречаете у одного ребенка, могут очень сильно отличаться от особенностей другого. По этой причине аутизм описывают как широкий спектр расстройств. Вы могли встречать такой термин как расстройства аутистического спектра (РАС).

У некоторых детей может быть диагностирован синдром Аспергера (СА) или высокофункциональный аутизм. У детей с синдромом Аспергера меньше проблем с речью, чем у детей с аутизмом. Они часто говорят свободно и много, хотя иногда их речь может звучать очень формально и неестественно. У детей с синдромом Аспергера обычно нет трудностей в обучении, связанных с аутизмом; более того, их уровень интеллекта средний или выше среднего. Многие дети с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом ходят в обычные школы и, с должной поддержкой и поощрением, хорошо справляются с учебой и могут получить высшее образование и трудоустроиться.

Как и все дети, каждый ребенок с аутизмом отличается от другого, поэтому приведенные описания нужно принимать только за общие рекомендации. Вместе с тем, проблемы, влияющие на социальное взаимодействие, коммуникацию и воображение, вместе со стереотипным поведением, типичны для всех детей с аутизмом. Для краткости, мы используем в этой информационной брошюре слово «аутизм», называя им все расстройства аутистического спектра, включая и синдром Аспергера. Вам могут не понадобиться все стратегии обучения, приведенные ниже, но некоторые из них вы можете посчитать полезными.

Визуальная коммуникация

Распространено мнение, что связи в мозгу аутичных детей работают иначе, чем у детей с типичным развитием. В результате, они часто склонны к визуальному мышлению, и для понимания им необходимо дробить общую информацию на маленькие части. Полезным бывает снабдить ребенка с аутизмом визуальным расписанием (расписанием с картинками), чтобы он понимал, что будет происходить дальше. Например, если вы учите ребенка плавать, расписание может включать картинки того, как ребенок приезжает в бассейн, переодевается, учится плавать, играет, моется в душе, одевается и едет домой. Ламинированную копию расписания можно поместить рядом с бассейном, в доступном для ребенка месте.

Устные инструкции

Детям с аутизмом может быть сложно следовать инструкциям, которые даны всей группе в целом. Например, они не могут понимать, что «Пора входить» относится к ним, поэтому вам может понадобиться давать им индивидуальную инструкцию. Всегда сначала говорите имя ребенка: «Джонни, пора входить», чтобы привлечь его внимание и дать ему понять, что вы обращаетесь и к нему.

Говорите спокойным голосом и не кричите. Говорите медленно и разборчиво и, если вы не получаете немедленной реакции, наберитесь терпения — понимание инструкции у аутичного ребенка может занять больше времени, чем у ребенка с типичным развитием. Детям с аутизмом может быть также трудно воспринимать сразу много вербальной информации, поэтому пытайтесь разбить инструкции на очень короткие фразы и, где это возможно, сопровождайте их картинками и визуальными знаками.

Дети с аутизмом склонны воспринимать речь буквально. Просьба «подтянуться» (то есть, играть лучше) может привести к тому, что они действительно начнут подтягиваться; они не смеются над вами, просто следуют инструкции, которую вы дали. Старайтесь избегать идиом и метафор и всегда говорите то, что имели в виду. Аутичные дети могут быть поставлены в тупик такими именами и названиями, как «орленок» и могут ожидать действительно увидеть птицу, когда идут в гости к «орлятам» в первый раз. Если вы покажете им фото «орленка», это поможет разъяснить эти вещи, до того как вы придете в группу.

Когда ребенок с аутизмом попадает в новую ситуацию, он или она может очень сильно разволноваться. Детальное планирование до того, как они присоединятся к группе или начнут заниматься чем-то новым, принесет неоценимую пользу в снижении уровня тревоги.

Это можно сделать несколькими способами. Если это возможно, пригласите ребенка посетить то здание, где будет происходить событие, когда там не будет других детей. Это позволит ребенку познакомиться с новым окружением, не отвлекаясь на детский шум. За этим визитом могут последовать другие в присутствии детей с постепенным увеличением времени пребывания ребенка. Вначале родители могут захотеть остаться со своим ребенком, и им нужно позволить это, даже если это не входит в стандартную практику.

Используйте альбом с фотографиями, чтобы познакомить ребенка с местом и видом деятельности, демонстрируя картинки здания с детьми и без детей, фото руководителей группы и инструкторов, разных занятий, которые могут происходить, маршрут до и из группы и тому подобное. Может понадобиться показать их ребенку много раз, пока они не привыкнут к новым занятиям.

Один из вопросов, который может возникнуть — стоит или не стоит говорить другим детям, что у одного из членов группы аутизм. Есть «за» и «против» этого, и решение принимается вместе с родителями ребенка. Некоторые дети, к сожалению, могут дразнить ребенка, если они знают, что у него или у нее аутизм, но они могут делать это в любом случае, если они осознают, что ребенок отличается от них. Другие дети поступят наоборот и захотят дружить с ребенком с аутизмом.

Если Вы решите сообщить другим детям, важно объяснить им отличия, которые вызваны аутизмом так, чтобы им было понятно. Они должны понять, например, почему аутичному ребенку не запрещают делать то, что запрещают делать им. Часто используемая стратегия установления отношений между ребенком и группой — это создание «Круга друзей».

Другое преимущество того, что остальным членам группы известно, что у ребенка есть аутизм, состоит в том, что вы тогда можете попросить сверстников подать пример и показать аутичному ребенку, как выполнять определенное задание. Это поможет ребенку лучше понимать инструкции. Когда вы учите или показываете ребенку с аутизмом новое задание, оно должно быть разбито на маленькие шаги или этапы, что даст ребенку достаточно времени для изучения каждого из них.

Братья и сестры

Если у ребенка есть брат или сестра в той же группе, постарайтесь не рассчитывать, что они станут присматривать за ним, так как у них должна быть возможность получать удовольствие от происходящего без дополнительной ответственности. Это не значит, что вы не можете спросить их совета, если вы испытываете сложности с аутичным ребенком.

Дети с аутизмом обычно чувствуют себя комфортно в структурированной обстановке и часто хорошо выучивают правила и соблюдают их.

Аутичные дети обычно лучше воспринимают все визуально, поэтому хорошей идеей будет разместить на стене написанные или визуальные инструкции или дать из ребенку, чтобы он понимал правила группы или занятия. Они должны быть адаптированы под нужды ребенка и могут включать в себя инструкции вроде «слушай ведущего, когда он говорит». Важно установить правила с самого первого дня нахождения ребенка в группе, но это не значит, что не могут устанавливаться новые правила, если они необходимы. Все правила нужно подробно объяснить ребенку, вместе с причиной для появления такого правила, в соответствии с уровнем понимания ребенка.

Многие игры и виды спорта содержат правила и формальные условия того, как участники должны вести себя друг с другом. Они иногда могут быть трудны для понимания аутичным ребенком. Они часто хотят присоединиться к игре (например, в футбол), но не представляют, как участвовать. Хорошей идеей может быть дать ребенку партнера, который будет давать объяснения ему или ей по ходу игры. Также полезно включить в занятия такие игры и действия как плавание, скалолазание, запуск воздушного змея, бег и тому подобное — то, что не требует от ребенка быть частью группы. Некоторые дети с аутизмом предпочтут и лучше справятся с индивидуальными видами спорта, чем с командными.

У аутичных детей часто нет чувства страха, и они не всегда могут предвидеть последствия своих действий. Поэтому важно четко озвучить правила безопасности, так, чтобы ребенок их понял. Полезно дать родителю список правил в письменном виде, до того как ребенок придет в клуб, чтобы они могли изучить эти правила вместе с ребенком. Также удостоверьтесь, что вы объясняете ребенку правила перед началом любого определенного занятия. Может понадобиться сделать это много раз, прежде чем ребенок поймет их полностью.

Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны (слишком чувствительны) или гипочувствительны (недостаточно чувствительны) к сенсорным ситуациям, связанным со светом и звуком. Например, ребенок может чувствовать физическую боль от легкого прикосновения или сломать кость, и ничем не показать того, что ему больно. Похожим образом, они могут не переносить некоторые звуки, и им может понадобиться использовать защиту для ушей, чтобы блокировать шум, который вызывает у них физический дискомфорт. Они могут демонстрировать самостимулирующее поведение, такое как махание руками или верчение на месте, которое позволяет им чувствовать контроль над окружением, вызывающим дискомфорт.

Один человек с аутизмом так описал своё ощущение сенсорной перегрузки:

«Если я испытываю сенсорную перегрузку, тогда я просто отключаюсь — ты испытываешь то, что называют фрагментацией… Это странно, как будто бы ты смотришь сразу 40 телеканалов». (Уилкс, 2005)

Аутичному ребенку может быть также трудно слушать вас в шумной обстановке, просто потому что они не могут блокировать фоновый шум. Если возможно, предоставьте ему тихую комнату или место, куда он может пойти, чтобы успокоиться.

Проблемы с балансом могут сделать занятия, включающие баланс, такие, как некоторые виды спорта, очень трудными для ребенка с аутизмом. С другой стороны, они могут пытаться стимулировать себя через кручение на месте и качание. Диспраксия (сильная неуклюжесть) также является частым состоянием у людей с расстройствами аутистического спектра.

В большинстве случаев нет никаких причин, по которым ребенок с аутизмом не может пойти с группой на прогулку или в поход с ночевкой, но при этом важно подробно планировать такое путешествие.

Некоторым детям может понадобиться помощь один-на-один или от взрослого, или от ребенка-партнера. Если возможно, покажите ребенку фотографии или брошюру о месте, в которое он или она отправится. Если они идут в поход с палатками, хорошей идеей будет провести ночь в палатке во дворе заранее, чтобы они привыкли к этому.

Организуйте встречу с родителями ребенка и обсудите, как лучше всего поддержать его во время путешествия. Пригласите на встречу самого ребенка, чтобы он знал, каков план путешествия, и то, что руководитель группы будет заменять ему родителя, пока он будет в походе.

Позвольте ребенку позвонить домой, когда вы добрались до места. Это принесет пользу и родителям, и ребенку. Также полезно предоставить ребенку визуальное расписание, чтобы он или она всегда знали, что будет происходить дальше. Например, расписание может включать картинки автобуса, затем картинки кафе или ресторана, снова картинки автобуса, места ночевки и т.п.

— Все руководители группы должны знать правила и ожидания от ребенка и удостовериться, что они постоянно применяются.

— Ваша речь должна быть простой и понятной.

— Избегайте двусмысленности.

— Используйте поощрения, а не наказания (дети с аутизмом могут быть более мотивированы, если поощрение связано с их особыми интересами).

— Делитесь информацией и опытом с родителями и опекунами.

— Будьте в курсе того, что может расстроить ребенка.

Спасибо Тамаре Соломатиной за перевод.