13.06.16

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом стать более самостоятельным?

У многих аутичных детей есть проблемы с излишней зависимостью от взрослых и отсутствием инициативы при взаимодействии с людьми

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

 

initiator01

 

Родители детей с особыми потребностями осваивают множество «специальностей». Они и переводчики своего ребенка, и его убежище, и те, кто «объясняет» его поведение окружающим, и официанты с поварами и так далее. Маленькие и неговорящие дети с особенностями развития действительно постоянно нуждаются в помощи тех, кто хорошо знает ребенка и может стать посредником при его взаимодействии с другими людьми. Мама и папа — это те люди, которые знают, что раздевание в публичном месте значит «Мне нужно в туалет», а швыряние бутылки переводится как «Еще, пожалуйста». Это естественный и важный этап в отношениях между родителями и ребенком.

Однако наступает момент, когда естественное стремление любящих родителей вмешиваться и облегчать жизнь ребенка становится препятствием для его обучения и развития. Как и в случае с подсказками в обучении, «чтение мыслей» ребенка ослабляет его мотивацию для коммуникации с другими людьми. Так уж устроено поведение. Все мы люди, и все мы склонны выбирать самый простой вариант.

Когда я работаю с детьми, я часто наблюдаю ситуацию, когда очевидно, что, хотя родители обожают и любят своего ребенка, они СЛИШКОМ облегчают ему жизнь. Например, мама объясняет мне, что она хочет, чтобы ребенок стал более самостоятельным, и одновременно кормит с ложки четырехлетнего сына.

Я понимаю, что такое активное вмешательство в жизнь ребенка продиктовано только любовью, и что это реакция родителей на серьезные нарушения в развитии ребенка. Однако приходит время, когда и родители, и специалисты должны сделать шаг назад и вынудить ребенка вести себя более независимо. Я еще никогда не встречала родителей, которые хотели бы, чтобы их дети больше от них зависели… обычно все как раз наоборот. И первый шаг в поощрении независимости ребенка — проанализировать свое собственное поведение и понять, когда ваша помощь ребенку является чрезмерной.

Все дети в тех или иных ситуациях могут быть инициативными или реагирующими. Наша задача в том, чтобы ребенок все чаще был инициативным, и все реже реагирующим. Вот несколько примеров, поясняющих, в чем разница:

Инициативный ребенок

— Ребенок голоден, так что он ищет взрослого и обращается к нему с просьбой. Например, говорит: «Хочу печенье».

— Ребенку скучно, так что он включает телевизор и садится его смотреть.

— Папа забывает налить ребенку сок во время еды. Ребенок устанавливает с папой контакт глазами и показывает на холодильник в качестве просьбы о соке.

Реагирующий ребенок

— Ребенок голоден, поэтому он начинает плакать и выражать свое раздражение нежелательным поведением. Спустя какое-то время кто-то догадывается, что ребенок может быть голоден.

— Ребенку скучно, так что он ходит за мамой или папой и просится на ручки. Дальнейшие развлечения ребенка зависят от родителей.

— Папа забывает налить ребенку сока во время еды. Ребенок начинает горько плакать и отказывается есть.

В последнем случае ребенок зависит от других людей, либо он сообщает о своих потребностях с помощью нежелательного поведения. Эти дети рассчитывают, что взрослые будут читать их мысли и определять их потребности. Очень часто это приводит к игре, которую я предпочитаю называть: «Угадай, что я хочу!», когда мама или папа отчаянно пытаются понять, что же заставит ребенка прекратить плакать или проявлять другое проблемное поведение.

Инициирующий ребенок либо постарается удовлетворить свои потребности самостоятельно, либо он обратится к взрослому с просьбой о помощи. Ребенок способен использовать речевые или неречевые средства коммуникации, которые будут понятны различным людям, а не только родителям.

Во время обучения ребенка с аутизмом важно всегда стремиться к большему, чем нынешний уровень навыков ребенка. В зависимости от того, на что способен сейчас ребенок, всегда существует способ помочь ребенку стать более независимым в отношении этого навыка.

Распространенный пример инициативного или реагирующего поведения я наблюдаю во время приучения к туалету. Очень часто родители говорят мне, что их ребенок полностью приучен к туалету. Когда же я спрашиваю, как ребенок просится в туалет, родители отвечают: «Я не знаю» или «Мы просто это понимаем», и нет… такой ребенок не полностью приучен к туалету. Если ребенок просто встает и идет в туалет, то что же делать в общественных местах? Как ребенку сообщить вам, что ему надо в туалет, когда вы находитесь в торговом центре? Если вы оставили ребенка с новой няней, она сможет понять, когда он хочет в туалет? Умение пользоваться туалетом подразумевает способность сообщить взрослым о необходимости пойти в туалет, а также попроситься в туалет в незнакомом месте.

Помощь ребенку в переходе от реагирующего к инициативному поведению поможет ему стать самостоятельнее. Умение инициировать взаимодействие — это критически важный навык для успешного обучения в школе, в группах сверстниках, да и практически везде в жизни. Вот несколько полезных советов о том, как правильно усложнить жизнь вашему ребенку с аутизмом:

Не бойтесь самостоятельности: Я понимаю, что страшно разрешить трехлетнему ребенку самому пользоваться ножом, и страшно научить шестилетнего ребенка самому отстегивать ремень безопасности в машине. Но вы можете поощрять независимость в разумных пределах и в безопасных ситуациях. Если ваш сын может отстегнуть ремень безопасности, это еще не значит, что ему можно это делать во время движения машины. Одновременно с независимостью учите ребенка границам и правилам.

Притворитесь глупыми: Это самый простой способ постепенно уменьшить уровень помощи и подсказок ребенку. Когда ребенок подходит к вам плача и с протянутыми руками, посмотрите на него озадаченно и ведите себя так, будто вы не понимаете, что ему нужно. В зависимости от навыков ребенка, подскажите ему обратиться к вам с устной просьбой, использовать PECS, указательный жест и так далее. Например, требуйте, чтобы ребенок сказал «вверх», прежде чем вы возьмете его на руки. Плач, дерганье за штанину или пинки по вашей ноге не должны поощряться. Перестаньте угадывать потребности ребенка и удовлетворять их, притворитесь, что вы не понимаете, что он хочет, чтобы у него была мотивация попробовать другой способ.

Не торопитесь: Родители часто говорят мне, что им проще самим одеть, умыть или покормить ребенка. Я понимаю, что так проще и быстрее, но в долгосрочной перспективе это делает ребенка слишком зависимым от вас. Примите как факт, что иногда вы будете опаздывать. Да, возможно, вам придется ждать 35 минут, пока ребенок наденет рубашку, или нужно будет выждать целый скандал, пока ребенок почистит зубы. Иногда нужно идти на жертвы, которые окупятся в будущем. Начинайте с малого, например, дайте ребенку тарелку, ложку, но не пачку с хлопьями. Используя коммуникацию на уровне своего ребенка, подскажите ему, как попросить хлопья. Даже если в результате вы будете тратить на завтрак на 15 минут больше, в конечном итоге, вы научите ребенка проявлять инициативу. Предупредите учителя, что вы работаете над самостоятельным сбором в школу по утрам, и поэтому в течение нескольких дней ребенок может немного опаздывать.

Подождите: С этим трудности не только у родителей, я тоже частенько допускаю такую ошибку. Иногда мы настолько сильно хотим, чтобы ребенок был успешным, что мы тут же вмешиваемся и предоставляем подсказку. Проблема в том, что это может привести к зависимости от подсказок, и это препятствует развитию инициативности. В следующий раз, когда просите ребенка что-то сделать, попробуйте подождать 10-20 секунд. Я знаю, кажется, что это целая вечность, но у некоторых детей с аутизмом есть проблемы с восприятием информации на слух, так что им нужно время, чтобы понять, что вы сказали, и определиться с планом действий, прежде чем выполнить вашу просьбу. Я не предлагаю поступать так все время, но важно, чтобы у вас не вошло в привычку тут же бросаться на помощь вашему ребенку. Если вы только что сказали дочери завязать шнурки на ботинках, то сядьте рядом и подождите 15 секунд, прежде чем давать какую-либо подсказку. Посмотрите, что она будет делать. Она сидит и смотрит на ботинки или пытается их надеть. Возможно, она даже поглядывает на вас и тянет к вам руку, обращаясь за помощью. Прекрасно! Это возможность научить ее просить «Помоги». Очень важно предоставлять ребенку возможность попробовать, прежде чем кидаться на выручку.

Также смотрите:

Как уменьшить зависимость от подсказок

Как правильно подсказывать ребенку с аутизмом при обучении

Как уменьшить помощь тьютора для школьника с аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal