26.10.15

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом справиться со страхом?

Новое исследование предлагает подход для уменьшения тревожности у детей с более тяжелыми формами аутизма

Источник: Autism Speaks

 

scared_child1<   «У меня есть невербальный шестилетний внук с тяжелым аутизмом. Он просто обожает ездить на озеро. Он может гулять там часами. Но однажды, когда мы в очередной раз катались на лодке, он неожиданно испугался звука мотора. С тех пор он пугается любого шума от лодочного мотора и даже не подходит к берегу. Как только он слышит малейший шум лодки (за мили вокруг), он бежит к дому или к машине, где он чувствует себя в безопасности. Как нам помочь ему?»

На вопрос отвечает психолог Джеффри Вуд из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса и Джон Дэниел из отделения организации Autism Speaks. На грант от Autism Speaks доктор Вуд проводит исследование по разработке поведенческой терапии для детей школьного возраста с аутизмом и повышенной тревожностью. Под руководством доктора Вуда исследовательский проект доктора Дэниела работает над адаптацией существующих эффективных методов терапии тревожности для детей с более тяжелыми формами аутизма, осложненными интеллектуальной инвалидностью.

Приведенная ниже информация не может заменить диагностику или лечение и не является заменой очной консультации медицинского специалиста и/или поведенческого аналитика.

Спасибо за ваш вопрос. Мы часто слышим о том, как новые страхи заставляют ребенка отказаться от ранее любимых занятий, например, от наблюдения за поездами, самолетами или даже птицами.
Исследования подтверждают, что тревожность — очень распространенная проблема среди детей (и взрослых) с аутизмом.

Многие дети и взрослые с аутизмом страдают от крайней степени тревожности и фобий. Однако невербальным людям может быть особенно сложно, если они не могут объяснить свои страхи. Это верно независимо от того, находится ли ребенок в спектре аутизма. Без всяких сомнений отсутствие речи осложняет ситуацию, поскольку ребенок не может никому сообщить о том, что вызывает у него или нее тревогу.

Точно так же родители и другие члены семьи могут чувствовать беспомощность, не понимая, как помочь ребенку. Мы знаем, что вам очень тяжело видеть, как ваш внук борется со страхом и тревожностью без какого-либо способа для эффективной коммуникации.

К сожалению, до сих пор недостаточно вариантов лечения для помощи минимально вербальным детям с аутизмом и тяжелой тревожностью.

С помощью Autism Speaks мы сейчас занимаемся разработкой и оценкой программы терапии, в которую включены стратегии для лечения тревожности и фобий для детей с коммуникативными ограничениями. На данный момент шесть детей прошли разработанное нами вмешательство. Мы надеемся, что дальнейшая доработка и научная оценка этой программы смогут помочь многим детям и их семьям.

Тем временем, мы будем делиться и обсуждать нашу программу на различных профессиональных встречах, и мы рады рассказать вам о некоторых стратегиях, которые мы используем.

1. Если возможно, заручитесь помощью специалиста

Очень важно отметить, что разработанные нами стратегии все еще считаются экспериментальными для минимально вербальных детей с аутизмом. Они оказались полезны, когда их проводили подготовленные терапевты, и мы считаем, что родители, бабушки и дедушки и другие члены семьи тоже могут использовать их для помощи детям.

При этом мы рекомендуем вам, если есть такая возможность, обратиться к поведенческому терапевту, который знаком с аутизмом, либо к врачу. Таким образом, вы уменьшите риск, что попытки помочь только усугубят проблему или вызовут у ребенка ненужный стресс.

2. Подойдите к пугающей ситуации в игре, используйте любимых персонажей ребенка

В нашей программе мы используем особые интересы ребенка, чтобы поговорить с ним о пугающей ситуации. У вашего внука есть любимый мультфильм, телепередача или персонаж кино? Например, можно использовать плюшевую игрушку Элмо из «Улицы Сезам», чтобы «проиграть» пугающую ситуацию.

Например, если ребенок боится птиц, то в сценарии игры вы с внуком можете отвести Элмо на воображаемое озеро. Затем кто-то из вас поднесет к нему игрушечную птицу. Элмо может закрыть глаза руками или убежать.

Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в этой истории. Так что поощряйте внука держать или передвигать Элмо и/или игрушечную птицу, чтобы проиграть всю сцену. Если он не готов к этому, попросите его показать, для начала, где птица, а где Элмо.

3. Помогите ребенку распознавать эмоции

Одна из задач такого игрового подхода — мягко помочь ребенку определять собственные эмоции. Этот процесс может быть достаточно простым — показать на картинку с испуганным Элмо, который видит птицу и сказать: «Элмо испугался». Как вы, вероятно, знаете, если ребенок невербален или минимально вербален, это еще не значит, что он не понимает язык.

Распознавание эмоций может быть важным первым шагом в разработке стратегий, которые помогут справиться с ситуацией. Когда персонаж моделирует тревожность, это помогает многим детям подумать о том, что их пугает — провести связь между ситуацией и чувством страха.

4. Придумайте успокаивающую фразу или «мантру»

Мы обнаружили, что повторение короткой успокаивающей фразы или мантры помогает многим детям с аутизмом столкнуться с пугающей ситуацией. Например, если ребенок преодолевает страх перед птицами, то это может быть фраза: «Птички наши друзья». Если же ребенок боится шума самолетов, то это может быть: «Самолеты классные».

Некоторые минимально вербальные дети могут повторить короткую фразу за взрослым. Некоторые будут повторять одну и ту же фразу или фразы снова и снова. Если у ребенка совсем нет устной речи, что фразу повторяет член семьи. Наш опыт показывает, что для некоторых детей очень важно слышать фразу, чтобы успокоиться.

Затем, мы объединяем эти шаги вместе:

5. Проиграйте воображаемый сценарий с новой мантрой

Как только ребенок потренировался в определении страха у игрушечного персонажа, вы можете изменить сюжет истории. Вместо того, чтобы убежать, Элмо может подождать в воде и посмотреть, как птица улетит. Он может услышать крик птицы и сказать: «Ух ты, как громко!», оставаясь в воде. Затем член семьи и/или ребенок повторяют успокаивающую мантру.

Как мы уже говорили ранее, по нашему опыту, очень важно поощрять ребенка активно принимать участие в игровом сценарии. Так что поощряйте вашего внука держать одну из игрушек или хотя бы указывать на них, пока вы их передвигаете.

Другое важное условие — убедитесь, что игра остается веселой и позитивной. Другими словами, не бойтесь веселиться и не будьте слишком серьезны!

В нашей программе мы проигрываем такой сценарий как минимум несколько раз, прежде чем мы переходим к так называемой фазе «контакта», которая описывается ниже.

6. Помогайте ребенку контактировать с ситуацией очень постепенно, медленно и безопасно

После проигрывания сценария с участием пугающей ситуации, животного или предмета, ваш ребенок может быть готов к тому, чтобы просматривать видео с этой ситуацией. Возможно, для начала вам стоит проигрывать видео с выключенным звуком.

Это самый важный шаг в уменьшении симптомов тревожности. Очень важно помнить о ключевом открытии в исследованиях тревожности: человек должен сталкиваться с пугающей ситуацией очень постепенно, и при этом он должен получать утешение и поддержку.

Например, если ребенок боится какого-то животного, то мы можем начать с просмотра видео с этим животным в Интернете. Мы можем выключить звук, чтобы уменьшить возможный стресс. Одновременно мы будем повторять успокаивающую мантру и поощрять ребенка делать то же самое.

Если ребенок боится птиц, то мы будем показывать ему видео с разными видами птиц. Это поможет нам добиться того, что мы называем «обобщением». Это способность применять наши знания в разных ситуациях. В данном случае, мы хотим, чтобы ребенок познакомился с разными птицами, которые по-разному двигаются и издают разные звуки.

Ключевое слово, о котором ни в коем случае нельзя забывать — это постепенность. В течение первой недели ребенок может смотреть одно очень короткое видео без звука каждый день. На этой стадии терапии очень важно хвалить ребенка и/или награждать его каждый раз, когда он просматривает видео. Наградой может быть любимое лакомство ребенка или любимое занятие.

На следующем шаге вы можете просматривать видео с включенным, но очень тихим звуком, не забывая при этом об успокаивающей мантре.

7. Переход в реальный мир

Когда просмотр видео с пугающей ситуацией больше не вызывает никакой тревожности, следующий шаг — наблюдение за реальной птицей на расстоянии. В последующих ситуациях мы можем подходить чуть-чуть ближе. Финальным аккордом может стать поход в зоопарк или птичий заповедник, где можно рассмотреть птиц вблизи.

Хотя мы рассказывали только про страх птиц, такую же терапию можно использовать для уменьшения страха перед самыми разными предметами или ситуациями.

В каждом отдельном случае необходимо тщательно планировать каждый шаг в соответствии с потребностями ребенка. В нашей программе основной упор делается на то, что ребенок должен всегда чувствовать, что он контролирует ситуацию, и не должен испытывать слишком сильного страха.

Не менее важно, чтобы ребенок демонстрировал желание пробовать каждый последующий шаг.

Привыкание

Цель в том, чтобы добиться «привыкания» у ребенка. Привыкание — это форма обучения, когда человек перестает реагировать на ситуацию после ее многократного повторения. В случае ситуаций, вызывающих тревожность, привыкание означает уменьшение страха при условии соответствующей поддержки.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal