05.10.13

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом посещать религиозные службы вместе с семьей?

План действий в ситуации, когда ребенок с аутизмом не в состоянии посещать религиозную службу до конца

Авторы: Джессика Ротшильд, магистр гуманитарных наук, и Шэрон А. Рив, доктор наук и сертифицированный поведенческий аналитик / Jessica Rothschild, MA and Sharon A. Reeve, PhD, BCBA-D
Перевод: Анна Кондратьева
Источник: ASAT

 

child-church

 

«Когда мы посещаем религиозные службы, мой ребенок с аутизмом может высидеть спокойно всего несколько минут. Как мне научить его посещать с нами религиозные службы и присутствовать на них более продолжительное время?»

С этим вопросом в последнее время к нам обращалась не одна семья, в которой есть ребенок с аутизмом. В ответ мы подготовили ряд рекомендаций по результатам исследования, которое мы недавно провели в этой области. Мы надеемся, что они помогут вам и вашему ребенку при посещении религиозных служб, а также позволят избежать различных сложностей, с которыми нам пришлось самим столкнуться.

Начало подготовки

Информирование членов прихода или общины

— Чтобы оценить уровень поддержки, которую может оказать община верующих вашему ребенку на его/ее пути к значимому участию в религиозных службах, рекомендуем лично встретиться с приходским священником, пастором, раввином или другим религиозным лидером. Во время такой встречи выясните, насколько хорошо члены общины осведомлены о нарушениях развития, сталкивались ли они ранее с подобными ситуациями, особенно с присутствием аутичного ребенка на религиозных службах.

— Кроме того, обсудите возможность разместить краткое сообщение об аутизме и других особенностях развития на стенде для объявлений или в информационном бюллетене общины, либо распространить листовки или буклеты об аутизме среди членов общины.

— В информационном сообщении или буклете расскажите о том, как важно включить ребенка с особенностями развития в общину верующих. Не забудьте подчеркнуть, насколько благотворно такое участие для самого ребенка с инвалидностью, для детей с обычным развитием и для всего сообщества верующих в целом.

Определение критериев успеха и способов их измерения

— Успешность присутствия ребенка на религиозной службе будет определяться его или ее способностью разделить общий опыт с другими присутствующими.

— Для этого следует определить действия, свидетельствующие о включенности, и посторонние действия. Их следует конкретизировать для своего ребенка.

— Примеры действий, свидетельствующих о включенности, и посторонних действиях:

Действия, свидетельствующие о включенности: смотрит на материалы или буклет, раздаваемые перед службой, на священнослужителя или в центр зала, ноги стоят на полу или свисают с сидения.

Посторонние действия можно разделить на два типа в зависимости от того, насколько они мешают окружающим. К первому типу относятся действия, которые из-за большой громкости мешают проведению службы. В таком случае необходимо покинуть службу вместе с ребенком или отвести его в заднюю часть помещения, чтобы больше не отвлекать остальных. Сюда относятся протестные формы поведения, в том числе, плач, крик, падение на пол или толкание или пинание мебели. Ко второму типу относится поведение, которое не причиняет особого беспокойства окружающим: такое поведение следует переориентировать. Сюда относятся движения крупной моторики, слышимые движения тонкой моторики (постукивание) или непроизвольные вокализации с громкостью выше разговорной.

— Далее, необходимо выработать контрольные цели для своего ребенка. Для этого можно понаблюдать за детьми с обычным развитием приблизительно одного с вашим ребенком возраста, собрав данные о «включенном» поведении таких детей.

— Можно, например, установить таймер на 60 секунд (чтобы не беспокоить окружающих, используйте вибрирующий или беззвучный таймер или просто поглядывайте на часы каждые 60 секунд). Как только время таймера истечет, проверьте, как ведет себя в этот момент ребенок: включен ли он в происходящее или отвлекся, и поставьте ему соответствующую оценку. Продолжите сбор данных в течение хотя бы следующих 20 минут или пока не кончится служба. По возможности повторите процедуру еще раз.

— Рассчитайте процент отрезков времени, когда ребенок с обычным развитием был включен в происходящее, разделив количество таких отрезков на общее число отрезков времени и умножив на 100. Используя полученное значение, можно установить для своего ребенка контрольную планку или критерий оценки.

Пример сбора данных о времени включенности в происходящее для ребенка с нормальным уровнем развития:

Если вашему ребенку 4 года, попробуйте найти ребенка с типичным развитием примерно этого же возраста и понаблюдайте за ним. Если ребенок был включен в происходящее 70% от всего времени, значит, контрольное значение для вашего ребенка должно быть не выше 70%, поскольку именно это будет нормальным поведением для детей в возрасте вашего ребенка.

— Теперь проделайте то же самое с вашим собственным ребенком, чтобы получить начальное представление о его включенности, и продолжайте собирать данные на протяжении всего обучения (как описано ниже). Подобные сравнения помогут вам правильно расставить приоритеты.

Необходимые материалы

Предпочитаемые предметы.

— Поощряйте ребенка предпочитаемым предметом, когда он демонстрирует признаки включенности во время религиозной службы. К таким предметам могут относиться любимые лакомства (положите их в небольшом контейнере рядом с ребенком), плеер с наушниками, книги и другие предметы, не создающие шумов.

— Папка или скрепки для листов бумаги с таблицами, в которых вы записываете данные о поведении ребенка.

— Таймер (в режиме вибрации или бесшумный) либо обыкновенные часы.

Посещение религиозной службы

— Начните подсчитывать, сколько времени может находиться ваш ребенок на религиозной службе без учета времени, когда его поведение беспокоит окружающих. Сколько времени он может продержаться без капризов и вспышек гнева: 20 или 5 минут?

— Исходя из этих расчетов, подходите к концу службы и присутствуйте на протяжении всего рассчитанного отрезка времени. Например, если, по подсчетам, ваш ребенок спокойно может присутствовать на религиозной службе 5 минут, начните именно с них, подходя к окончанию службы. Поначалу такой промежуток времени может составлять и 30 секунд. И в этом нет ничего страшного, со временем оно начнет увеличиваться!

— В первые несколько раз во время присутствия на службе дайте ребенку его любимый предмет или лакомство, когда он или она демонстрируют «включенное» поведение.

— При использовании лакомств первое время давайте их почаще, можно буквально каждые 30 секунд. Со временем, когда продолжительность «включенного» поведения увеличится, давайте их реже. Когда ребенок научится спокойно выдерживать всю службу от начала до конца, выдавайте ему лакомства сразу же после выхода из церкви (за дверями).

— При использовании любимого предмета можно оставить его у ребенка, если он или она не начинают вести себя беспокойно для окружающих. По нашим наблюдениям, если дать ребенку его любимый предмет, он или она будут заняты им вплоть до конца службы. Это замечательный результат!

— Иногда можно одновременно занять ребенка любимым предметом и поощрять лакомством, с некоторыми детьми мы действовали именно так.

— Если ребенок начинает демонстрировать беспокойное поведение, мешая проведению службы, отведите его или ее в конец зала и дождитесь, пока он или она успокоится. После этого вернитесь с ним на место.

— Если пришлось отводить ребенка в конец зала во время двух посещений подряд, в следующий раз вернитесь на предыдущий этап обучения. Например, если ребенок демонстрирует беспокойное поведение во время двух последних посещений службы, а длительность вашего пребывания на ней составляет 10 минут, в следующий раз сократите время снова до 5 минут.

— Далее, если ребенок успешно справляется с ранее поставленной задачей на протяжении двух служб, увеличивайте время пребывания каждый раз на 5 минут и продолжайте в этом же роде, пока он или она не будут спокойно досиживать до конца службы.

К примеру, допустим, на протяжении двух служб ваш ребенок демонстрирует включенность 80% от всего времени, и первоначально время его пребывания составляет 5 минут до конца религиозной службы. После того как ваш ребенок успешно справился с поставленной задачей, увеличьте время пребывания до последних 10 минут службы.

— Мы также обнаружили, что со временем наши дети обучаются поведению, которое необходимо для участия в службе, даже если мы их никогда специально этому не обучали. Для нас это было приятной неожиданностью, и мы надеемся, что с вами ситуация повторится. Но если вдруг нет, вашим следующим шагом будет обучение ребенка активному участию в религиозной службе. К такого рода навыкам относятся умение читать молитвы, петь псалмы и приветствовать других членов прихода.

Советы:

— Лучше всего нам удавалось обучать детей посещению религиозных служб с привлечением инструктора в самом начале. Вероятнее всего, это связано с отсутствием у ребенка опыта совместного пребывания на службе с инструктором. Поэтому если у вас есть такая возможность, мы бы посоветовали поступить именно.

— Как только ребенок научится пребыванию на службе от начала до конца вместе с инструктором, к ним могут присоединиться и родители или другие члены семьи.

— Постепенно инструктор может увеличивать дистанцию между собой и ребенком, пока, наконец, родители не смогут посещать службу вместе с ребенком самостоятельно.

Спасибо Анне Кондратьевой за перевод.