21.06.15

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом делать выбор?

Поведенческий аналитик о важности предоставления выбора ребенку с аутизмом

Источник: I Love ABA

 

choice-skills

 

Обычно я начинаю работать над навыком делать выбор, как только я приступаю к обучению моих ребят. Очень часто, особенно если мои клиенты маленькие или невербальные, на момент нашей встречи за них решают все и всегда. Они просыпаются, и мама решает, что им надеть. Они идут в школу, и педагог говорит им, над чем работать. Они возвращаются домой, и папа ставит перед ними готовый ужин. Каждый день в жизни такого ребенка — это сплошная череда чужих инструкций и требований. Вам бы понравилось так жить? Лично мне не очень.

Во время разработки поведенческого плана я очень часто рекомендую такой метод работы с предшествующими стимулами, как навык делать выбор. По моему опыту, многие виды проблемного поведения поддерживаются и усиливаются из-за того, что у человека нет контроля над окружающей средой, либо у него нет системы коммуникации, чтобы объяснить окружающим, чего он хочет. Надеюсь, что всем моим читателям и так очевидно, что если ребенок не говорит, это еще не значит, что ему нечего сказать, или он ничего не хочет.

Так зачем учить делать выбор? Каждый выбор — это принятие решения. На самом деле вы учите, как провести оценку (что из этого я хочу), решить (пожалуй, я хочу вот эту) и принять свое решение (я выбрал красную, значит, я не получу синюю). Помимо этого, если вы позволяете ребенку делать выбор во время обучения или терапии, то он будет больше вовлечен в процесс. Такова природа любого человека — если я принимаю в этом участие и мои решения на это влияют, то я гораздо больше заинтересована в результате. Наконец, умение делать выбор — это коммуникативный навык. Если невербальный трехлетний ребенок ведет меня к шкафу и показывает на мишку, то это коммуникация, даже если она не говорит: «Я хочу этого мишку».

Как можно учить навыкам выбора? Есть много подходов к разработке программы обучения выбору. Важно сосредоточиться на следующих критериях:

1. Начинайте с ощутимого и визуального, а не абстрактного выбора. Протяните куклу и паровоз и скажите «Выбери игрушку», а не предлагайте определить с утра меню на ужин. Также начинайте с выбора из двух вариантов и старайтесь не усложнять без необходимости.

2. Если ребенок ничего не выбирает, то выбирайте сами. Он должен понять: «Я могу выбрать, или ты можешь выбрать».

3. Если ребенок пытается взять оба предмета, не позволяйте ему. Уберите предметы и объясните, что нужно выбрать только один. Попробуйте снова.

4. Как только ребенок сделал выбор, то все. Не позволяйте ему менять решение или говорить «Но я хочу вот это». Когда выбор сделан, уберите второй вариант. Это очень важно, особенно при первичном обучении навыку.

5. Принимайте ту форму коммуникации, на которую способен ребенок. Он может сообщать о своем выборе словами, жестикуляциями, жестовым языком, указыванием и так далее. Убедитесь, что вы поощряете ребенка за его выбор, чтобы этот навык закрепился в будущем.

Есть несколько причин, по которым во время обучения выбору могут возникнуть проблемы. Очень важно учесть их при составлении программы и ответить следующие вопросы: В какой момент нужно увеличить варианты выбора? Когда можно будет переходить от ощутимых предметов к более абстрактным понятиям? Ребенок понимает, что выбор означает «да» одному предмету и «нет» для всех остальных? Что если ребенок хочет получить оба предмета или сделать выбор более одного раза? Что если ребенок делает выбор, но на самом деле хотел выбрать что-то другое (не понимал, что выбирает)? Когда нельзя предлагать выбор?

Совет: это навык не только для маленьких детей или низкофункциональных клиентов. При работе с высокофункциональными или более взрослыми клиентами я включаю в терапию МАССУ возможностей для выбора. Они не только выбирают, где мы будем работать (в твоей комнате или во дворе?) или какие программы и в каком порядке мы будем выполнять, но и могут включить в материалы для занятий свои личные предпочтения или сообщить мне, над чем бы им хотелось работать. Я также обучаю их различению хорошего или плохого выбора (я называю их «зеленый выбор» и «красный выбор»). Зеленый выбор приводит к дополнительным бонусам: поощрению, веселью, вниманию и общению. Красный выбор приводит к тому, что что-то убирается или дополнительного веселья не происходит. Если клиент меня не слушает, не выполняет задание или грубит, то я могу сделать напоминание: «Ты сейчас сделал зеленый или красный выбор?» После этого мы вместе обсуждаем, как он может вернуться к зеленому выбору.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».