13.05.14

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом хорошим манерам за столом?

Умение вести себя за столом — важный социальный навык, имеющий большое значение для успешной адаптации в обществе

Источник: Autism Speaks

 

Table-Manners

 

«Мы слышали, как специалист в области аутизма, Питер Герхард, говорил о важности хороших манер во время еды для социального принятия. Наш 17-летний сын проделал огромный путь в других аспектах социальной жизни. Однако он до сих пор хватает еду чуть ли не до того, как ее поставят на стол, запихивает ее в рот и, в целом, устраивает бардак во время еды. Как мы можем помочь ему научиться есть социально приемлемым способом?»

Отвечает специалист в области аутизма, Питер Герхард. Доктор Герхард известен во всем мире благодаря своей работе с подростками и молодыми людьми в спектре аутизма.

Большое спасибо за ваш вопрос. Как вы верно отметили, я всегда подчеркивал ключевое значение нескольких навыков, которые необходимы для независимости взрослого человека и успешной интеграции в общество. Помимо вежливости за столом к таким навыкам относится соблюдение правил гигиены, уместное сексуальное поведение и избегание агрессии. Нам нужно больше исследований, посвященных эффективному обучению детей и взрослых с аутизмом этим навыкам.

Вот каким образом я бы описал отдельные навыки, которые должен освоить ваш сын, чтобы можно было считать, что у него «хорошие манеры за едой».

Ожидание, пока еду подадут

Из того, что вы описали, его первым навыком должно стать «ожидание». Есть множество подходов к обучению этому навыку. Вот один из тех методов, которыми я пользуюсь в своей работе:

1. Определите предмет или занятие, которые очень желанны для ребенка (в этом случае этом может быть еда, которую подают).

2. Спросите человека, хочет ли она или он предмет или занятие.

3. Если предположить, что он или она отвечает «да» (любым образом), то тогда ответьте что-то вроде: «Отлично, просто подожди секунду», при этом подчеркните слово «подожди».

4. После короткого интервала (от 3 до 5 секунд) предоставьте ему предмет или занятие, сопровождая это дополнительным подкреплением за «отлично подождал».

5. Постепенно увеличивайте интервал ожидания до разумного периода времени.

Есть медленно

Следующий навык — есть медленно. Он тоже требует навыков ожидания. Чтобы научить медленной еде, подумайте о том, чтобы использовать какой-нибудь сигнал, например, таймер. Когда таймер срабатывает, ваш сын откусывает еще кусочек. Если вашему сыну проще с визуальной поддержкой, то поместите напротив него подходящую «карточку-подсказку». Жестко блокируйте его попытки есть до сигнала и предоставляйте однозначное и сильное положительное подкрепление, когда ему удается ждать во время еды.

Есть аккуратно

Третий навык, который ваш сын должен освоить — как вытирать лицо салфеткой. Это можно делать по необходимости или просто через регулярные интервалы. Я рекомендую последний вариант, так как ему может быть сложно почувствовать, что у него на лице еда.

Для подхода «по мере необходимости» можно специально помещать еду и другие нетоксичные вещества ему на щеку, причем в разные места. Затем мы показываем ему, как правильно вытереть лицо в нужном месте, и предоставляем ему положительное подкрепление, когда он имитирует наши действия.

Если вы решите учить сына вытирать лицо через одинаковые интервалы (независимо от того, испачкался он или нет), вы можете использовать визуальную подсказку или звуковой таймер, который поможет ему выработать у себя такую привычку.

Объединить все вместе

Наконец, последняя цель — объединить все эти навыки в цепочку более крупного поведения под названием «хорошие манеры за столом». Другими словами: когда подают еду, сначала подожди, потом ешь медленно, вытирай лицо, ешь медленно и так далее.

Надеюсь, что этот подход окажется вам полезен. Дайте знать, как будут идти ваши дела.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».