18.06.13

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом поддерживать контакт глазами?

Принуждение к контакту глазами лишь вызывает стресс и тревожность при аутизме у детей, гораздо важнее научить ребенка использовать лица как источник информации

Автор: Билл Нейсон / Bill Nason
Источник: Autism Discussion Page

 

Аутизм у детей, контакт глазами (взгляд в глаза)

 

Если хотите вызвать сильную тревожность у ребенка с аутизмом, то самый лучший способ — сказать «посмотри мне в глаза». В большинстве случаев, когда ребенок с аутизмом пытается слушать, что вы говорите, требование посмотреть в ваши глаза вызывает тревогу и мешает способности ребенка слушать ваши слова. Это происходит по трем причинам:

1. При аутизме у детей часто встречаются нарушения слухового восприятия. Исследования показывают, что когда люди с аутизмом смотрят на других людей, то они чаще всего смотрят на рот, а не на глаза. И это имеет смысл, поскольку, глядя на рот, проще разобрать, что говорит другой человек.

2. Некоторые дети с аутизмом лучше видят с помощью периферического зрения. Для них прямой взгляд на что-то воспринимается как слишком интенсивный, так что вместо него они используют периферическое зрение. В результате, когда такие дети смотрят на вас, кажется, что они глядят в другую сторону.

3. Многие взрослые люди с аутизмом говорили мне, что они страдают от слишком интенсивной стимуляции, когда смотрят прямо в глаза другому человеку. Взгляд в глаза воспринимается ими как пугающий и смущающий.

Таким образом, если вы заставляете ребенка смотреть прямо на вас, то вы не помогаете ему лучше понимать вашу речь, вы ухудшаете понимание. Ребенок начинает испытывать перегрузку и отвлекается от вашей речи.

Каждому из нас гораздо проще смотреть на других людей по собственной воле, а не когда нас заставляют это делать. Это относится к любой форме коммуникации. По нашему опыту, дети с аутизмом начинают чаще смотреть в глаза другим людям, когда их косвенно побуждают это сделать, а не указывают. Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку смотреть на вас гораздо чаще:

1. Когда говорите с ребенком, вставайте прямо перед ним, и старайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз. Если ваше лицо само попадает в зрительное поле, то оно привлечет больше внимания.

2. Когда говорите, произносите меньше слов и больше используйте невербальные методы коммуникации. Сопровождайте свою речь оживленной и преувеличенной мимикой и такими же жестами. Ребенку поневоле придется ориентироваться на выражения вашего лица, чтобы получить необходимую информацию. Сильно кивайте или мотайте головой, вместо «да» и «нет», указывайте взглядом и головой на нужный предмет и используйте другие явные невербальные подсказки. Придумывайте игры и веселые занятия, которые требуют вашего участия, чтобы ребенку приходилось обращаться к вам за невербальными подсказками. Пусть основная информация преподносится ребенку с помощью преувеличенной невербальной коммуникации, а слова играют вспомогательную роль. Оживленная и яркая мимика будет привлекать внимание к лицу сама по себе.

3. Когда ребенок перестает отслеживать вашу невербальную коммуникацию, сделайте паузу, пока ребенок снова не посмотрит на вас, чтобы узнать, почему вы замолчали. Приглашайте ребенка самого отслеживать ваши выражения лица с помощью терпеливых и регулярных пауз.

Так что приглашайте ребенка искать дополнительную информацию на вашем лице, не требуйте контакта глазами.

Не надо принуждения. Подростки и молодые люди часто учатся ценить контакт глазами, когда у них появляется возможность поддерживать его по собственному усмотрению (и когда их перестают к нему принуждать).

Большинство людей с аутизмом нуждаются в четких правилах о том, когда и что необходимо делать. Хорошее правило по поводу контакта глазами — ненадолго посмотрите в глаза другому человеку перед тем, как говорить с ним, а затем еще раз ненадолго посмотрите ему в глаза, когда ваша очередь в разговоре подошла к концу. Это просто — каждый раз, когда наступает ваша очередь в диалоге, ненадолго посмотрите в глаза, а потом посмотрите еще раз, когда вы уже все сказали. Несколько взрослых аутистов говорили мне, что это правило оказалось очень эффективным для них.

Другая стратегия для обучения контакту глазами — постоянно смотрите поверх глаз (на лоб другого человека) или чуть ниже глаз во время разговора, но не смотрите прямо в глаза.

Не поворачивайте чужую голову!

Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не позволяйте учителям, специалистам и другим взрослым людям с благими намерениями побуждать ребенка к контакту глазами, физически поворачивая его голову и заявляя: «Смотри мне в глаза!» Плохо уже и то, что вы даете ребенку вербальную «подсказку» посмотреть на вас, но физический контакт с их головой — это физическая угроза их безопасности. Трудно установить доверительные отношения с тем, кто заставляет тебя смотреть в глаза. Когда кто-то схватил вас за подбородок и силой развернул вашу голову, это лишь вызовет у вас страх и тревожность. Это запугивает, это воспринимается как нечто угрожающее.

Если вы хотите, чтобы в вашем присутствии ребенок чувствовал безопасность, принятие и собственную компетентность, то не надо «давить», добиваясь контакта глазами и любого другого социального взаимодействия. Делитесь, приглашайте к общению, стройте отношения, и вы добьетесь взаимности! «Работайте со мной, уважайте и доверяйте мне, и я отвечу вам тем же! Если будете принуждать меня, то вы потеряете мое внимание!»