08.12.14

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете?

Рекомендации родителям детей, которых никак не удается приучить пользоваться туалетом для опорожнения кишечника

Источник: Autism Speaks

 

 

Дети с аутизмом страдают от запоров значительно чаще, чем типичные дети. Это может быть связано с различными причинами, в том числе с ограниченным рационом, в котором не хватает клетчатки. Одна из таких причин — неумение пользоваться туалетом для опорожнения кишечника и длительное удержание стула, что приводит к серьезным запорам.

Наилучший способ научить детей использовать туалет при позывах к опорожнению кишечника — выделить время в расписании дня, когда ребенок будет сидеть на унитазе. Как только ребенок привыкнет к сидению на унитазе как к таковому, у него может получиться расслабить мышцы, удерживающие стул. Если выделять на это определенное время каждый день, то ребенок будет все реже удерживать стул. Когда ребенок перестанет удерживать стул, то толстый кишечник вернется к нормальным размерам и станет более чувствительным, и тогда ребенку будет проще пользоваться туалетом.

Приучение ребенка к продолжительному сидению на унитазе состоит из следующих шагов:

1. Будьте терпеливы с собой и с ребенком. Обучение новому навыку, особенно этому навыку, не бывает простым.

2. Начинайте с приучения ребенка к сидению на унитазе, даже если он при этом не испражняется:

— Начинайте с 1-2 минут. Очень медленно увеличивайте время до 10-12 минут.

— Используйте визуальный таймер, чтобы ребенок понимал, сколько ему нужно сидеть.

— Предложите ребенку какое-нибудь тихое занятие, пока он сидит на унитазе. Например, чтение книги, рисование, карманную компьютерную игру, прослушивание музыки или аудиокниги.

— Постарайтесь приберечь любимое занятие ребенка до времени сидения на унитазе и не предлагайте его в другое время.

— Хвалите ребенка даже за небольшой прогресс.

— Никогда не заставляйте ребенка сидеть на унитазе и никогда не удерживайте его на нем силой, если вы не работаете со специалистом по поведению, который поможет вам делать это безопасно.

3. Выберите время, когда ваш ребенок будет пользоваться туалетом.

— Если использование туалета станет постоянной частью ежедневного расписания ребенка, то это поможет выработать нормальный режим опорожнения кишечника.

— Дети с аутизмом часто любят рутину. Если сидение на унитазе станет частью ежедневного расписания, то это снизит риск сопротивления ребенка.

— Попробуйте использовать визуальное расписание из картинок, одним из пунктов которого будет время в туалете.

— Если ребенок чаще всего опорожняет кишечник в какое-то время суток, то постарайтесь запланировать сидение на унитазе на это время.

— Для большинства людей наилучшим временем будет утро, но оно может не подойти ребенку, которого будут торопить по утрам в детский сад или школу.

— Для некоторых детей наилучшее время — после прихода домой из школы или детского сада.

4. Позаботьтесь, чтобы ребенку было комфортно.

— Подберите сидение для унитаза или горшок, который будет наиболее удобным для вашего ребенка.

— Используйте детское сидение для унитаза, если обычное сидение слишком велико для ребенка.

— Используйте подставку для ног, если ноги ребенка не касаются пола.

Как научить опорожнять кишечник в туалете

1. Убедитесь, что ваш ребенок продолжительное время сидит на унитазе 1-2 раза каждый день.

2. Учите ребенка, что «какашки отправляются в унитаз», опорожняя туда грязные подгузники или белье.

3. Постарайтесь, чтобы время для сидения на унитазе было тогда, когда, по вашему мнению, у ребенка наиболее вероятен стул.

4. Перед сидением в туалете постарайтесь стимулировать гастроколический рефлекс. Этот рефлекс наступает после еды или питья и позволяет мышцам кишечника избавиться от стула после еды. Чтобы стимулировать этот рефлекс, постарайтесь, чтобы ребенок поел или перекусил, а также выпил теплый напиток перед тем, как сесть на унитаз.

5. Наблюдайте за возможными признаками в поведении ребенка. Если вы заметите, что он хочет в туалет, то отведите его туда. Признаки могут включать:

— Изменения в мимике.

— Попытки уйти в тихую часть дома.

— Мышечное напряжение.

Положительное подкрепление

— Начинайте с наград для ребенка за то, что он просто сидит на унитазе.

— Когда ребенок начнет опорожнять кишечник на унитазе, начинайте награждать его за это.

— Лучше всего работают небольшие награды, которые ребенок получает сразу же после нужного поведения.

— С течением времени давайте награды реже.

Постарайтесь не использовать еду в качестве награды. Вместо этого можно наградить ребенка с помощью:

— Пения любимой песенки вместе с ребенком.

— Объятий, щекотки, устной похвалы.

— Любимой игры с ребенком.

— Наклеек, которые позволят ребенку отслеживать свои успехи.

— Времени за любимым занятием.

— Жетонов (в виде наклеек, звездочек или других предметов), которые потом можно обменять на очень большие награды, например, на поход в кино или в парк.

У многих детей с аутизмом есть особые интересы. Их можно использовать при планировании наград. Например, если ребенок интересуется машинами, то в качестве награды он может просматривать автожурналы. Если ребенок любит поезда, то в качестве награды он может получать наклейки с поездами.

Положительные награды намного быстрее приводят к нужным изменениям в поведении, чем любые наказания или критика.

Если ребенок испачкался

— Скажите что-то вроде «Я заметила, что ты испачкался» или «Пожалуйста, переоденься».

— Помогите ребенку это сделать по мере необходимости.

— Не ругайте ребенка и не привлекайте к случившемуся внимания.

Если ребенок не хочет сидеть в туалете

— Постарайтесь, чтобы ребенок был как можно ближе к туалету, когда он начинает опорожнять кишечник. Если ребенок делает это в подгузники стоя, то старайтесь, чтобы он делал это стоя в туалете.

— Когда ребенок испражнился в подгузник, то выбросите содержимое подгузника в унитаз на глазах ребенка.

— Приучайте ребенка сидеть на опущенной крышке унитаза в одежде. Дайте ребенку какую-нибудь игрушку, которая может занять его на какое-то время.

— С течением времени переходите к тому, чтобы ребенок сидел на унитазе с поднятой крышкой, но в подгузнике.

— Когда ребенку будет комфортно сидеть на унитазе с поднятой крышкой, вырежьте отверстие в подгузнике и увеличивайте его с течением времени. Постарайтесь, чтобы ребенок сел на унитаз в подгузнике во время опорожнения кишечника.

Помощь специалиста

Очень часто семье трудно изменить то, что происходит дома. Приучение к туалету может стать очень сложной поведенческой проблемой. Некоторые семьи нуждаются в дополнительной поддержке специалиста. Признаки того, что семье нужна дополнительная помощь, включают:

— Ребенок сильно расстраивается, когда его отводят в туалет.

— Ребенок все дольше удерживает стул.

— У ребенка прогрессируют запоры.

— Все, что связано с туалетом, вызывает у ребенка истерики или агрессию.

Специалисты могут включать детского психолога, поведенческого аналитика, педиатра. Иногда сотрудники детского учреждения, которое посещает ребенок, могут помочь в поиске подходящего специалиста.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».