21.06.14

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом играть?

Поведенческий аналитик об этапах и рекомендациях по развитию игровых навыков у маленьких детей с аутизмом

Источник: I Love ABA

 

play-skills

 

Навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом. Я часто наблюдаю нехватку многих игровых навыков у моих клиентов во время оценки или первичного интервью с родителями, например, ребенок засовывает в рот любую игрушку, которую я ему предлагаю, либо ребенок использует игрушки не так, как задумано, либо ребенок отказывается делиться игрушками, либо игрушки интересуют ребенка не дольше нескольких секунд и так далее. Я понимаю, почему большинство родителей считают, что гораздо важнее учить ребенка речевым навыкам, использованию туалета и социально уместному поведению. Тем не менее, я всегда делаю акцент на том, что нужно учить ребенка играть.

Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой. Маленькие дети не представляются, не пожимают руки, не обмениваются визитками и не обсуждают состояние экономики. Ребенок подходит к другому ребенку и спрашивает: «Играть будешь?», и так рождается дружба. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях как умение делиться/договариваться, навыки самостоятельного досуга, умение делать что-то по очереди, правила хорошего тона и так далее. Маленькие дети учатся этим базовым концепциям благодаря сложным играм. Как видите, игра очень важна!

Существует основная иерархия игровых навыков, соответствующая разным стадиям развития:

Игра в одиночестве. Кэрри играет с игрушкой при условии, что рядом с ней никого нет, и никто не пытается с ней общаться. Если кто-то садится рядом с Кэрри, то она отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к ее игрушке, она встает и уходит.

Параллельная игра. Кэрри играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда она наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. По большей части внимание Кэрри сосредоточено на ее собственной игрушке, она не взаимодействует с ровесниками или взрослыми.

Интерактивная игра. Кэрри может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом Кэрри может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.

Сотрудничающая игра. Кэрри играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом Кэрри смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт. Это может включать строительство башни из кубиков вместе или совместный сбор головоломки-паззла.

Сюжетно-ролевая игра. Кэрри участвует в воображаемой игре (одна или с другими людьми), в которой есть элементы «понарошку». Это включает утешение куклы, которая как будто плачет, приготовление воображаемой еды из пластилина, переодевание (игра в переодевание должна включать понимание определенного персонажа, например, надевание каски, чтобы притвориться пожарным).

Игра на основе правил. Кэрри будет играть в очень социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая спортивные, настольные, карточные и компьютерные игры. Кэрри также может играть с другими детьми в игры, придуманные на ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно меняются.

Вероятно, вы можете просмотреть эти базовые определения и увидеть, на каком уровне развития навыков находится ваш ребенок. В зависимости от конкретных трудностей вашего ребенка, он может проходить эти уровни с разной скоростью. Кто-то легко переходит от одного уровня к другому, в то время как другие дети могут застрять на одном уровне или пропустить какие-то уровни игры. Очень важно наблюдать за детьми того же возраста, что и ваш ребенок, и подмечать, как именно они играют друг с другом. Игры обычных детей того же возраста — это и есть ваш стандарт, к которому необходимо стремиться.

Учить игровым навыкам может быть очень весело, но также взрослым может быть трудно этим заниматься. Многие терапевты не понимают, как учить ребенка с аутизмом игровым навыкам. По моим наблюдениям, перерывы и «свободная игра» во время АВА-терапии часто оказываются самыми сложными для новых терапевтов. Многие люди не понимают, как взаимодействовать с ребенком, который избегает их, издает странны звуки, отказывается смотреть в глаза, не играет с игрушками и не имитирует других людей. Подобный дискомфорт во время общения или «игры» с ребенком с аутизмом может стать сложным барьером для новых терапевтов.

Во время обучения игровым навыкам ребенка с аутизмом полезно сразу разработать план работы. Обучение навыкам игры полностью аналогично любым другим навыкам, которым вы собираетесь учить ребенка. Выделите маленькие и конкретные цели, определите, как вы будете измерять прогресс и включите в задание поощрение. Да, это может означать, что вы будете награждать ребенка за то, что он поиграл с игрушкой. Многие дети с аутизмом не получают удовольствия от игры с игрушками… по крайней мере, не от такой игры, какую мы имеем в виду. Ребенок может быть уверен, что паззл нужно облизывать, а мы портим все веселье, когда говорим ему этот паззл собрать. Практически наверняка вам понадобится поощрять ребенка за то, что он играет определенным образом с игрушкой или без нее.

Вот несколько общих рекомендаций по обучению игровым навыкам. Эти советы могут быть полезны как родителям, так и специалистам:

— Как правило, проще всего учить навыкам игры со взрослым и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с аутизмом проще играть и общаться с взрослыми, но они избегают, бьют или отказываются играть с другими детьми.

— Проще всего начинать обучение игровым навыкам с простыми игрушками с причиной и следствием, например, с электронным пианино или с чертиком в коробке. Избегайте слишком сложных игрушек, а также игрушек, требующих воображения или работы, например, паззлов, фигурок, кукол или пластилина. Если у ребенка нет игровых навыков, а вы вручите ему пластилин, то, скорее всего, он попытается его съесть.

— Многие люди не понимают этого, но обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал похожие действия у других людей и теперь имитирует их.

— Во время обучения игровым навыкам вам нужно моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и за вашим лицом, тоном голоса и манерами. Добавьте звуковые эффекты, хлопайте в ладоши, смейтесь, улыбайтесь, говорите смешным голосом, кричите и скандируйте, когда играете с ребенком.

— Очень важно минимизировать проблемное поведение во время игры. Проведите функциональный анализ поведения, чтобы определить функцию проблемного поведения и разработайте поведенческий план. Сведите такое поведение к минимуму, прежде чем пробовать игру со сверстниками.

— Говорите с ребенком во время игры. Типичные дети обычно говорят, когда они играют (даже когда они играют одни), в то время как дети с аутизмом обычно этого не делают.

— Самое главное — сессии игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».